Шуваева Мария
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена изучению профессионального самоопределения подростков с умственной отсталостью. Представлены результаты исследования профессиональных намерений старшеклассников с интеллектуальными нарушениями. По результатам исследования сделаны выводы об уровне сформированности профессионального самоопределения.
Публикация «Особенности профессионального самоопределения старшеклассников с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований показал: в научной литературе до сих пор нет общепринятого представления о феномене «профессионального самоопределения личности». По мнению Е. А. Климова: «Профессиональное самоопределение как одно из проявлений субъекта деятельности можно рассматривать на двух разных, но взаимосвязанных уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания) и практическом (в форме изменения места человека в системе отношений)».
Профессиональное самоопределение основано на концептуальных позициях А. Маслоу, который выделил самореализацию, то есть желание человека совершенствоваться, проявлять себя в действиях важных для него, как концепцию, занимающую центральное место в самоопределении личности. С. И. Федорова установила, что профессиональное самоопределение у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями формируется не спонтанно, а требует целенаправленной педагогической поддержки. Это обусловлено бедностью жизненного опыта обучающихся, ограниченным кругом представлений о профессиях, неумением адекватно оценивать свои возможности. Их профессиональные намерения и профессиональные интересы нестабильны, неопределенны, мало дифференцированы. Старшеклассники не могут соотнести свои предпочтения с имеющимися способностями. Они не знают, как критически оценивать свои потенциал и склонности. У обучающихся с интеллектуальными нарушениями слабо выражена потребность в профессии. Поэтому можно говорить о необходимости комплексной и систематической работы по развитию профессионального самоопределения учащихся с ограниченными интеллектуальными возможностями.
А. В. Брехова, О. Г. Казьмина считают, что в профессиональном самоопределении старшеклассников с интеллектуальными нарушениями основная роль принадлежит профориентации. Основными направлениями профориентационной работы являются : профессиональная подготовка, организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внешкольных занятий в рамках расширения знаний о мире профессий и развития творческого потенциала детей. Наиболее эффективными формами работы могут быть: беседы о профессиях, встречи с представителями разных профессий, учебные поездки в компании, профессиональные училища, оформление информационного поста о профессиях, анкетирование, оценка выпускников школ и участие детей в ярмарках, и продажа ремесленных изделий. Учащиеся старших классов должны научиться правильно представлять свои навыки в будущей работе. В качестве примера можно предложить темы для разговоров со старшеклассниками : «Мои планы на будущее», «Профессии наших родственников», «Мир профессий», «Куда пойти учиться», «Все профессии важны, все профессии необходимы.
Профессиональная деятельность является важным компонентом в социализации и адаптации к самостоятельной взрослой жизни учащихся. Для того, чтобы выяснить уровень знаний старшеклассников о трудоустройстве и профессиональном самоопределении, нами было произведено исследование. Его цель - определение профессиональных намерений старшеклассников с интеллектуальными нарушениями. В исследовании участвовали 10 обучающихся специальной школы. Сроки проведения эксперимента: 01.11.2023 по 30.11.2023 года.
В своем исследовании я использовала анкету «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» (Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович).
Анкета состояла из закрытых и открытых вопросов. Обучающиеся могли выбрать ответ из перечисленных или предложить свой вариант. Исследование проводилось индивидуально. Время на выполнение задания не ограничивалось.
Из 100% (10 человек) опрошенных только 70 % (7 человек) выбрали определённую профессию, которой хотят посвятить свое будущее.
Также анализ показал, что 40 % (4 обучающихся) знают, где можно получить подготовку к выбранной профессии, а 40 % (4 учащихся) не знают, где получить подготовку, но будущую профессию выбрали. Например, Ксения Д. выбрала профессию повара. Свой выбор девочка обсудила с родителями и преподавателями. Девочка готовится к поступлению в колледж. В качестве подготовки девочка помогает маме готовить, иногда готовит сама. Одной из причин выбора данной профессии Ксения Д. отметила хорошую заработную плату, но дописала еще один фактор: приносить пользу обществу.
Почти половина старшеклассников, принимавших участие в эксперименте выбрали будущую профессию, но не смогли аргументировать свой выбор. Например, Ислам Ш. во время предварительной беседы сообщил, что не выбрал будущую профессию. Во время анкетирования он указал две возможные профессии : таксист и парикмахер. Аргументировать свой выбор Ислам Ш. не смог. В анкете отметил, что не интересуется информацией о будущей профессии, не обсуждал этот вопрос ни с родителями, ни с преподавателем.
Также выявлено, что 20 % (2 учащихся) не выбрали будущую профессию. Максим Ш. не смог определиться с выбором будущей профессии. Он указал, что не обсуждал этот вопрос ни с родителями, ни с преподавателями.
Анализируя полученные результаты, можно прийти к выводу о недостаточной сформированности профессионального самоопределения старшеклассников с интеллектуальными нарушениями. Большая часть группы самостоятельно и без посторонней помощи справилась с вопросами, предполагающими выбор ответа из предложенных в анкете. Затруднения возникали при ответах на открытые вопросы, к примеру «Ваше решение о выборе данной профессии окончательно, или Вы еще можете передумать, Знаете ли Вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии?», некоторые старшеклассники не понимали значение отдельных вопросов, из-за ограниченности представлений о профессиях и возможности их получения, они нуждались в помощи в виде разъяснения смысла вопроса.
Все обучающиеся ответили, что для того, чтобы работать, нужно закончить техникум или колледж (только один учащийся предположил, что может поступить в университет). Также выяснилось, что некоторые старшеклассники неверно оценивают свои возможности и предполагают освоить профессии, недоступные для них на интеллектуальном и физическом уровнях. При анализе ответов учащихся было выявлено, что родители большей части испытуемых не помогают детям в выборе доступной и соответствующей возможностям обучающихся профессии. Исследование подтвердило, что старшеклассники находятся на ступени «кризис выбора», примеряют на себя разные профессиональные роли. В целом, у обучающихся, принявших участие в эксперименте, отмечались неспособность аргументировать свой выбор, неуверенность в выборе ответа, неумение работать самостоятельно, недостаточная информированность учащихся о будущей профессии. При заполнении анкеты значительной части обучающихся требовалось оказание направляющей помощи со стороны экспериментатора.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы и результаты диагностики, свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности профессионального самоопределения у большинства обучающихся и необходимости разработки системы мероприятий, которые будут направлены на развитие уровня знаний о трудоустройстве у старшеклассников с интеллектуальными нарушениями, для обеспечения повышения их социализации и адаптации к самостоятельной взрослой жизни и правильному выбору профессии.
Результаты представлены в диаграмме №1 Адаптированная анкета
«Изучение профессиональных намерений старшеклассников» (Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович)
Abstract. The article is devoted to the study of professional self-determination of adolescents with mental retardation .The results of the study of professional intentions of high school students with intellectual disabilities are presented.According to the results of the study, conclusions are made about the level of formation of professional self-determination.
Список литературы
1. Акимова О. А. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида // Сибирский педагогический журнал. - 2019.- № 1. – С. 346-353.
2. Брехова А. В., Казьмина О. Г. Проблемы профессиональной ориентации и социальной адаптации в коррекционной школе // Перспективы науки и образования. – 2020.- № 2 (14).- С. 79-83.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – М. : ИЦ «Академия», 2021. - С. 38