Светлана Бартош
Особенности применения игрового и соревновательного методов на занятиях по физической культуре в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Инструктор по физической культуре С. Ю. Бартош, г. Калининград
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности.
В рамках сегодняшнего выступления, обращаю ваше внимание на использование игрового и соревновательного методов.
Публикация «Особенности применения игрового и соревновательного методов на занятиях по физической культуре в детском саду» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Наблюдая за своими воспитанниками, я сделала вывод, что упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества детей.
Игровой метод близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность для совершенствования двигательных навыков, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка, поэтому очень важно обеспечить правильное руководство ими со стороны педагога. Моя роль заключается в том, что бы вооружить детей достаточным двигательным опытом, сообщить детям знания об образах, передаваемых в игре, доступно, лаконично и эмоционально объяснить содержание и правила игры. Интересный прием, который я применяю в своей работе, при объяснении подвижной игры является мини-сказка. Основным требованием к таким сказкам является их образность и эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала к началу действия. Этот прием позволяет детям в доступной и понятной для них форме разучить содержание, и что очень важно быстро запомнить правила игры. Далее, я предлагаю детям самим рассказать эту сказку перед началом игры или придумать свою сказку к знакомой игре. Сегодня я предлагаю вам одну мини-сказку к известной подвижной игре.
МИНИ-СКАЗКА
Старший дошкольный возраст
«Бездомный заяц»
Жили-были в лесу зайцы. Каждый день они собирались на поляне поиграть, травки поесть, веточек погрызть. Построили они себе домики, что бы от опасности прятаться. А один зайчик заигрался и не построил себе ничего, остался бездомным. Вот однажды выбежали зайцы на полянку поиграть, и вдруг, откуда ни возьмись волк. Зайцы скорее побежали в свои домики, а бездомному зайцу некуда было бежать. Подбежал он к одному зайчику, хотел спрятаться в его домике, но домики были такие маленькие, что уместиться в каждом из них мог только один зайчик. Пожалел один заяц другого и уступил свой домик, а сам стал от волка спасаться, убегать от него, а когда устал, то же попросился к товарищу в домик. Зайцы были дружными и помогали друг другу. Впустил зайчишка своего бездомного товарища и сам стал бездомным.
Вариативность подвижных игр
В работе с детьми я использую сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. На мой взгляд, не обязательно разучивать огромное количество различных подвижных игр на основные виды движений, можно использовать любимые, и уже знакомые детям игры. Содержание некоторых из них соответствует возможностям детей младшего дошкольного возраста, а варианты их могут быть использованы и в старшем дошкольном возрасте. Для обеспечения и поддержания интереса детей к этим играм время от времени вношу изменение в их содержание: усложняю, дополняю движения и т. д.
Придумывая варианты знакомых игр, педагог может
• Изменить вид движений в игре (не идти, а передвигаться прыжками,
• Изменить способ его выполнения (идти не прямо, а змейкой,
• Внести дополнительные задания или предметы (спрыгнуть, а потом идти; в процессе движения перелезть через бревно,
• Ввести дополнительных водящих или ограничения для них (салить играющих только левой рукой, не ловить тех, кто не стоит на полу,
• Изменить ритм подачи сигнала к движению и т. д.
Все это помогает мне, как педагогу поддержать интерес к игре, способствовать закреплению основных движений и развитию физических навыков дошкольников.
Варианты:
1. Ведущий дотрагивается до 2-х или3-х детей, которые становятся водящими
2. Вводится ограничение для лисы: салить только левой рукой.
3. В игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи и т. д., - поэтому двигаться они во время игры должны в соответствии с образами.
Дозировка нагрузки в процессе игры
Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку, как по направленности, так и по степени воздействия.
Обязанность педагога — не только правильно выбрать и начать подвижную игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить. Нагрузку в игре я дозирую уменьшением или увеличением общей подвижности детей.
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки использую следующие приемы:
1. Изменять продолжительность и количество повторений элементов игры.
2. Увеличить или уменьшить размеры площадки.
3. Усложнить или упростить правила игры.
4. Использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера.
5. Ввести короткие перерывы, организовать «дома отдыха» для детей в играх с непрерывными действиями и т. д.
С повышением эмоционального состояния играющих, возрастает и нагрузка. Увлеченные игрой, дети теряют чувство меры, желая превзойти друг друга, не рассчитывают своих возможностей и переутомляются. Поэтому я не всегда полагаюсь на их самочувствие. Иногда целесообразно прекращать игру, хотя играющие еще не почувствовали потребности в отдыхе. Слежу за тем, чтобы все играющие получали приблизительно одинаковую нагрузку. Поэтому стараюсь не допускать, чтобы водящие долгое время находились в движении без отдыха. Водящего время от времени меняю, даже в том случае, если ему не удалось «отыграться». Удаляю из игры проигравших (если это требуется правилами игры) только на очень короткое время, а иногда просто записываю им штрафные очки.
Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.
На занятиях этот метод использую либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлиться и т. п., либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер.
Соревновательный метод широко использую не только, а может даже и не столько на физкультурных занятиях, сколько в развлечениях, досугах, праздниках в форме поединков, аттракционов, командных состязаний.
Среди командных соревнований особое место занимают эстафеты. Проведение их не требует большой подготовки, а содержание в зависимости от возраста и состава играющих может варьироваться: упрощаться и усложняться. В эстафетах соревновательное начало очень велико и результаты наглядны, поэтому они всегда вызывают большой интерес не только у участников, но и у зрителей, что, разумеется, тоже очень важно.
Эстафетой называют такую игру, в которой каждый из участников на соответствующем этапе должен передать другому какой-то предмет (эстафетную палочку, мяч, обруч) или проделать одно за другим какие-то действия, стараясь при этом опередить в скорости своих соперников из другой команды.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность детей.
Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования (неожиданно изменяющихся ситуациях, дети совершенствуются физически. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость, гибкость, ориентировку в пространстве и другие полезные качества и способности.
Раньше чем начать соревнование, провожу репетицию без зачета результатов, для того чтобы каждый хорошо усвоил то, что от него требуется, и приспособился к игре.
Не даю несколько игр-эстафет подряд, так как они очень возбуждают и утомляют детей. Между играми-эстафетами включаю задание, которые снизили бы физическую нагрузку детей, но сохранили эмоциональный настрой, (например : Какая команда быстрее и лучше сделает из бумаги стрелу или другую поделку, или объявляется музыкальная пауза.
Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к зрителям и т. п., но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными детьми, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений.
Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства. (Железняк Ю. Д. 1981.)
История мировой педагогики довольно занимательно свидетельствует о том, что детям всех времен и народов гораздо больше нравилось играть, чем заставлять себя активно и настойчиво учиться. И умному, творчески мыслящему педагогу грех не воспользоваться этой неистребимой человеческой склонностью в благих профессиональных целях, грамотно и умело включая ситуационно подходящие игры в свою работу.