Дмитриева Светлана
Особенности партнерского взаимодействия ДОО с родителями
▼ Скачать
1. Какова цель взаимодействия дошкольной организации с родителями?
Главная цель педагогов дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
1. развитие интересов и потребностей ребенка;
2. распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
3. поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
4. выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
Публикация «Особенности партнерского взаимодействия ДОО с родителями» размещена в разделах
5. понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
2. Что подразумевает понятие «взаимодействие»?
Взаимодействие - представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
В работах Е. П. Арнаутовой, А. С. Жичкиной, С. Мусиенко, Т. Н. Дороновой первым и решающим условием положительного направления взаимодействия выделяются доверительные отношения между воспитателями, педагогами и родителями. Необходима диалогичность в общении между педагогами детского сада и родителями.
3. С какими проблемами, по мнению социологов, сталкивается современная семья?
Сорокин П. А. начал уделять большое внимание исследованию проблемы семьи.
По мнению социолога, семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменений. Развитие семьи не тормозится даже в современных ее формах. Изучая происходящие в обществе явления, Сорокин П. А. пришел к выводу, что семья как социально-правовая организация определенного вида переживает серьезный перелом: «старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит наши дни к новой, грядущей семье».
Весь этот процесс, по мнению социолога, связан с изменением всей остальной общественной жизни, экономического уклада общества. По мере того как изменяют основы современного общества, изменяется и семья.
Сорокин дает понятие о сущности современной семьи. Для него современная семья представляет собой союз, во-первых, мужа и жены, затем родителей и детей и, в-третьих, более широко, союз родственников и свойственников.
Сравнивая проблемы современной семьи, Сорокин приходит к выводу, что за несколько десятков лет сложившиеся устой семьи изменились и основные связи, скрепляющие эту «ячейку общества» ослаблены со временем. «По мере приближения к нашему времени становятся более слабым и союз мужа и жены, и союз родителей и детей, т. е. две основы семьи, которыми исчерпывается ее содержание».
Совокупность приведенных фактов, по мнению Сорокина, позволяет судить о том, что современная семья переживает глубокий кризис.
Следует согласиться, что дальнейшее существование современной семьи при наличии указанных факторов на самом деле становится весьма трудным. Развитие этих факторов само по себе служит признаком падения современных «устоев» семьи.
Дети в большей степени сплачивали семейный союз, заставляли супругов уважать друг друга, терпеливо относиться друг к другу. Таким образом, дети придавали смысл браку.
Однако через некоторое время жизнь внесла свои коррективы в ценностные ориентиры семьи. Вот как описывает происходящее явление Сорокин: «В моду входят бездетные браки, иметь детей считается теперь неудобным и непрактичным по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети – роскошь, стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения, и о том, что они связывают руки, мешают работе или выездам на балы, портят бюст матери и ее красоту, преждевременно ее старят, заставляют отца надрываться в излишней работе и т. д. и т. д. Мотивы приводят разные. Но, как они ни разнообразны, факт остается фактом: процент брачной рождаемости падает»
Следует отметить, что проблема, которую описывает социолог, находит отражение и в настоящее время в современной России. Сейчас действительно идет уменьшение количества рождаемости, в основном это объясняется материальными трудностями, занятостью трудоспособного населения, большим количеством разводов в первые годы семейной жизни. Бездетные браки уже становится обыденностью нашей жизни.
Важная мысль концепции Сорокина П. А. – дети это цемент, скрепляющий семью. Он сравнивает брак без детей с семьей. Основная связь супругов - это духовное и телесное единение, которое весьма часто бывает хрупким и нередко подвергается соблазнам и искушениям, ведущим к нарушению святости и прочности семьи.
Далее Сорокин П. А. называет одним из факторов ослабляющих семью – это утрату религиозной основы брака, как главной основы семьи и брака. Если ранее весь авторитет церкви, вся сила государства была направлена в интересах защиты семьи и основ брака. Сорокин утверждает, что религиозной основой брака считается факт беспощадных наказаний за прелюбодеяние, налагавшихся государством на «прелюбодеев». Со временем разрыв и осквернение брака превратилось в обычное явление, хотя ранее означали оскорбление божественного установления и заповедей. Теперь молодые люди относятся к браку более легкомысленно, не задумываясь о создании устойчивой семьи. В связи с развитием гражданских браков мужчины и женщины перестали более серьезно и строго относиться к супружескому союзу. После отмены наказания за внебрачные связи государство почти перестало охранять чистоту семейного очага.
Анализируя проблемы кризиса современной семьи, Питирим Александрович указывает то, что все перечисленные явления, указывающие на разложение семьи, характеризуются постоянным ростом, «и в дальнейшем, будут продолжать свою разрушительную работу, уничтожая оставшиеся устои современного брака и семьи».
Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат, такие показатели как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей – 15%, сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, передача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.
Поэтому крайне важно подойти к решению проблем современной семьи с особой ответственностью, пониманием, гуманностью и доброжелательностью.
4. Какие необходимо создать условия для эффективного взаимодействия ДОО и родителей?
Одной из актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется в совместной партнерской деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели – воспитания здоровых и счастливых детей. Важнейшим условием партнерских отношений семьи и детского сада является активное включение родителей в жизнедеятельность группы, детского сада и своего ребенка, а также развитие инициативности в процессе совместной деятельности педагогов и родителей.
Всем известно, что современные родители вынуждены на первое место ставить материальное благополучие семьи и лишь на второе - воспитание ребёнка, чаще возлагая эту роль на детский сад.
В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней.
Планируя работу с родителями, прежде всего, нужно знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Всем известно, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения проблемы и вопросы, волнующие семьи воспитанников.
Но, к сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. И тому есть разные причины: первая - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим; вторая - родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу); третья - родители, которые обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагогов, готовых помочь родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком.
Таким образом, складывается противоречие между развитием конструктивного взаимодействия современного детского сада с семьей, образованием единого образовательного пространства и принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, не умеющими на практике решать педагогические вопросы в воспитании детей.
Одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала. Чтобы воспитывать, не нарушая гармоничное развитие личности ребенка.
Современные условия деятельности дошкольных учреждений ставят взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест.
Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.
На сегодняшний день достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей, линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения.
Необходимо помнить, что основными социальными заказчиками ДОУ являются родители, поэтому работа педагога ДОУ, сегодня должна ориентироваться на поиск таких форм и методов, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствующие формированию активной родительской позиции.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы взаимодействия детского сада и семьи в условиях современности, мы пришли к выводам, что к новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования, помогающих установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами и формированию единого пространства развития между детским садом и семьей.
5. Назовите этапы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Мотивационно-образовательный этап (подготовительный) включает в себя вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по воспитанию и обучению дошкольников, развитие у них интереса к особенностям своего ребенка и формированию его личности. На этом же этапе воспитатель помогает родителям разрешить трудности в семейном воспитании дошкольников, обогащает их педагогические знания и умения, организует психолого-педагогическое образование семьи.
На этом этапе педагог помогает понять родителям, что именно их перспективное сотрудничество даст для развития ребенка. В зависимости от выбранного направления такое сотрудничество сможет расширить кругозор детей и решить их коммуникативно-речевые проблемы, или развить детскую любознательность и познавательную активность, или повысить уверенность ребенка.
Проектировочный этап предполагает постановку педагогами и родителями целей и задач и определение содержания совместной деятельности по воспитанию и развитию дошкольников в семье и детском саду. Постепенно педагог подводит родителей к обсуждению актуальных задач развития дошкольников, которые им предстоит решать сообща.
На этом этапе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы — возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время.
Содержательно-практический (основной) этап нацелен на реализацию оформленных задач. На этом этапе организуется совместная деятельность воспитателя и родителей, направленная на развитие ребенка с учетом общих целевых установок и своеобразия индивидуальных особенностей детей, их потребностей и интересов.
На этом этапе воспитатель стремится активно включать родителей в совместную деятельность с их детьми: сюжетные и подвижные игры, совместное рисование, создание общих поделок. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком.
Взаимодействуя с родителями, воспитатель подчеркивает, что именно в семье ребенок получает опыт коммуникации с другими людьми, учится понимать их чувства, настроения, сопереживать, проявлять внимание, заботу о своих близких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью, укоренению представлений об индивидуальном своеобразии семей, прививанию культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
На оценочно-рефлексивном этапе подводятся итоги взаимодействия, его результативности, вносятся коррективы в стратегию дальнейшего сотрудничества.
Результаты детей становятся предметом обсуждения с родителями, в ходе которого важно уделить внимание педагогической рефлексии, что служит основой для определения перспектив дальнейшей правильной воспитательной работы. В процессе совместной с родителями деятельности воспитатель опирается на развивающиеся у них способности к самоанализу, к оценке результативности ребенка, умения замечать, как изменение собственной воспитательной тактики приводит к росту личностных достижений ребенка. Совместное подведение итогов, анализ качественных изменений, которые произошли в развитии дошкольников, становятся основой проектирования очередного шага.
6. С учетом каких принципов, строиться эффективное взаимодействие ДОО с родителями.
1. ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания.
2. ЛИЧНОСТНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.
3. ЭМАНСИПАЦИЯ – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребёнка как несмышлёного малыша; пробуждение их желания познать самих себя.
4. УТВЕРЖДЕНИЕ САМОЦЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность (принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости; отказ от судейской позиции по отношению к родителям, оказание им поддержки).