Невмятуллина Гульназ Равилевна
Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с искусством архитектуры
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время миру крайне необходимы креативные люди, которые могут выходить за рамки привычного и создавать новое. Поэтому важно уже с дошкольного возраста формировать и развивать у детей творческий склад ума. Ребенок проявляет творчество в собственной деятельности. Но оно может проявляться только в том случае, если у ребенка есть определенные представления о предметах действительности, большой жизненный опыт, который складывается из собственных впечатлений от окружающего мира и в процессе восприятия искусства. Справедливо утверждал П. М. Якобсон, что на уровень развития художественного восприятия влияет жизненный опыт человека, его знания, запасы впечатлений и привычки, которые накапливаются в ходе жизнедеятельности.
Публикация «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с искусством архитектуры» размещена в разделах
Большими возможностями для развития творческого потенциала у ребенка, обогащения эстетического восприятия, для накопления художественного опыта обладает искусство архитектуры. Ведь практически с самого рождения ребенка окружает городская инфраструктура: жилые дома, детские сады, школы, архитектурные достопримечательности и т. п. «Если образно определить роль архитектуры как части материальной и духовной жизни человека, - отмечает Р. Г. Казакова, - то можно назвать ее, после дизайна, «второй оболочкой», которой человек оградил себя от бесконечности мира и создал красоту [4, с. 56]. И малыш растет и развивается в этой среде. Важно, чтобы ребенок не привыкал к однообразию, стандартизации современных зданий, а мог выделять особенности каждой постройки и воспринимать их как вид искусства.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается три определения понятия «архитектура»:
- это искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество;
- это стиль постройки;
- это здания, сооружения.
Римский архитектор 1 века до н. э. Марк Витрувий Поллион утверждал, что искусство архитектуры является многогранным явлением. Он подчеркивал не только пользу архитектурных сооружений, но и выделил иные качества данного вида искусства. По его мнению, архитектура складывается из трех составляющих - «польза, прочность, красота» – классической формулы, на которой базируется искусство зодчества. Следуя этой формуле многие столетия люди возводят архитектурные сооружения для создания удобства жизнедеятельности. В этом проявляется польза архитектуры. Также эти сооружения должны долго служить людям и быть безопасными. В этом проявляется второе качество архитектуры – прочность. Человек стремиться сделать красивым все то, что его окружает – и это третье качество – красота. Именно красота является одной из главных ценностей архитектурных сооружений. Здание может быть прочным, полезным и удобным, но если оно не вызывает у человека восхищение, восторга и желания любоваться, то оно воспринимается как обычная незаметная постройка.
Архитектура оказывает сильное влияние на поведение людей через эмоции и сознание, несет информацию об особенностях жизни в тот или иной период времени. Эта информация связывает разные поколения, разные эпохи и образует важную часть коллективной памяти человечества [3, c.6]. Приобщение дошкольников к искусству, обогащение их культурного опыта средствами архитектуры, помогает сформировать представления и обогатить собственный художественный опыт детей. Такие исследователи, как С. Ю. Бологова, А. А. Грибовская, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. С. Стерхова отмечали, что архитектурное искусство имеет большие возможности в воспитании и развитии личности ребенка дошкольного возраста. Приобщение к данному виду искусства позволяет формировать у детей познавательный интерес, знакомить с широким кругом предметов и явлений. В процессе знакомства и взаимодействия с искусством архитектуры у ребенка формируется отзывчивость к красоте, развивается чувство прекрасного, бережное отношение к памятникам архитектуры, уважение к труду архитектора и результатам его деятельности [1, c.4].
По мнению Т. С. Комаровой, в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с искусством архитектуры (как с современными зданиями, так и с памятниками архитектуры, формируется способность восхищаться архитектурными объектами. Восприятие архитектурного произведения вызывает у ребенка разнообразные эмоции и переживания, а это в свою очередь побуждает его к собственной творческой деятельности.
Н. Н. Косова указывает, что дети 5-7 лет достаточно поверхностно и нецелостно воспринимают архитектуру, а именно свойства зданий, особенности конструкции, пути и приемы эстетического выражения. В этом возрасте большинство детей не имеют представление о профессии архитектора, не в силах соотносить целое и части, анализировать форму и величину. В большей степени, дети этого возраста направляют свое внимание на более заметные, выразительные компоненты, декор и украшения [5, c.173].
С. Ю. Бологова придерживается такого же мнения. Она отмечает нехватку у детей старшего дошкольного возраста знаний об архитектуре, ее свойствах, особенностях конструкции и средствах выразительности, о профессии архитектора. В процессе восприятия архитектурных сооружений детям данного возраста трудно подчеркнуть особенности объемной композиции, проанализировать форму. Внимание детей привлекает в основном только самые выделяющиеся элементы архитектурного образа [1, c.2-3].
Архитектура, влияет на ребенка, рождая в нем самые разные эмоции и переживания. Все накопленные впечатления обогащают его жизненный опыт и подталкивают к самостоятельной деятельности. Воспринимая предметы и явления действительности, в том числе и архитектурные сооружения, иллюстрации с изображением построек, ребенок накапливает опыт, который влияет на его воображение. На этой основе у ребенка формируются представления и возникают образы, которые он в свою очередь отражает в самостоятельной творческой деятельности – это может быть аппликация, лепка, конструирование и, конечно же, рисование.
Например, Т. А. Буянова отмечает взаимосвязь самостоятельной деятельности дошкольников в конструировании с процессом ознакомления детей с искусством архитектуры. «Именно в момент создания постройки взрослые имеют возможность сообщить элементарные сведения, понятия, термины, связанные с архитектурой: «здание», «сооружение», «масштаб», «прочность», «устойчивость», «проем», «окно», «этаж», «перекрытие», «элементы декора», «симметрия» и многие другие, чтобы они ненавязчиво входили в активный словарь детей. В сотворчестве с взрослым дошкольник усваивает не только новые специальные слова, но и узнает, что он сам в этот момент «строитель», «архитектор», «дизайнер». Таким образом, через игру и конструктивную деятельность можно сделать первые шаги к ознакомлению дошкольников с архитектурой как видом искусства [2].
Справедливо утверждает Т. В. Калинина, что ребенок старшего дошкольного возраста наибольший интерес проявляет такому виду творчества, как создание изображения – рисование. Ребенок отражает в своих рисунках предметы и явления действительности, с которыми он познакомился, но при этом вносит оригинальные элементы собственного творчества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уже с дошкольного возраста необходимо обращать внимание на развитие житейского и художественного опыта, творческих способностей ребенка. Для достижения данной цели можно использовать возможности архитектурного искусства. Ведь воспринимая образы архитектуры, будь то реальное здание или иллюстрация с изображением постройки, у ребенка возникают различные эмоции и переживания, которые он, в свою очередь, отражает в собственной творческой деятельности.
Литература:
1. Бологова, С. Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой [Текст]: автореф. дис… канд. пед. наук. - М., 1996. - 23 с.
2. Буянова, Т. А. Изобразительное искусство для детей: познание и развлечение! [Текст] // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 7. - С. 32-43.
3. Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры [Текст]. - М. : Искусство, 1985.- 450 с.
4. Казакова, Р. Г., Белякова, Л. Г. Детская одаренность [Текст]. - М. : МПГУ, 2009. - 136 с.
5. Косова, Н. Н. Организационно-методические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к искусству посредством архитектуры [Электронный ресурс]//Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и порывы. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. - С. 171-174.