Виктория Полюхович
Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве
[/b]
Ориентировка в пространстве является одним из важнейших разделов в воспитательно-образовательном процессе, так как от того на сколько ребенок ориентируется в собственном теле, пространстве и на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице книги)зависит дальнейшее успешное обучение в школе.
Ориентировку в пространстве, как говорилось ранее, можно разделить на 3 направления:
Публикация «Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с ориентировкой в пространстве» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
- ориентировка в собственном теле;
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка на плоскости.
1 младшая группа
- накопление практического опыта освоения окружающего пространства (помещений группы, участка детского сада);
- ориентировка в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).
Методические аспекты:
- ориентировка в собственном теле
Игры построенные в ритме стиха, сопровождающиеся поговорками, движениями и пр. «Водичка-водичка», «Где же наши ручки?», «Мы руки поднимаем…», «Маленькие ножки бежали по дорожке…» и т. д.
- ориентировка в пространстве
Беседы и мини-экскурсии по группе, участку детского сада при организации в режимных моментах. При организованной образовательной деятельности во время ознакомления с окружающим, физкультурные занятия и т. д.
2 младшая группа
- ориентировка в расположении частей собственного тела и различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади, справа – слева. Различение правой и левой руки.
Методические аспекты
- ориентировка в собственном теле
В организованной образовательной деятельности в дидактических играх «Купание куклы», «Укладывание куклы спать» и т. п. Узко направленные поручения (помять кукле Кати лицо, помыть руки и т. п.).
- ориентировка в пространстве «от себя» (впереди – сзади, вверх – вниз, справа - слева). Поручения и указания: вверху – там, где голова; сзади – где спина; внизу – где ноги и т. д. Настольные игры и упражнения «Куда летит шарик» (вверх – вниз, «Куда едет машина?» (вперед – назад, «Что изменилось?», «Подними правую руку и т. п.». Игра «Что впереди, что справа? и т. п.». РАБОТАЯ С РЕБЕНКОМ ПОКАЗ В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТОБРАЖЕНИИ. Полезны игры на определение источника звука и места нахождения звука «Что и где слышно?», «Где бьет барабан?» и т. п.
Средняя группа
- определение пространственных направлений от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами (передо мной стол, справа от меня дверь и т. п.);
- знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко.
Методические аспекты
- ориентировка в пространстве
Упражнения игрового характера «Узнай, где что спрятано?», «Что изменилось?» и т. п. Вначале определяют расположение 1-2х игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди – сзади, справа – слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до 4. В начале игрушки располагают на небольшом расстоянии от ребенка, затем расстояние увеличивается. В качестве усложнения педагог предлагает повернуться и снова перечисли расположение предметов, обратив внимание, что они теперь расположении по отношению к ребенку по-другому.
Для формирования умения передвигаться в заданном направлении– дидактические игры «Путешествие», «Куда пойдешь, то и найдешь», «Дойди до флажка», «Найди игрушку по описанию» и т. д. Также можно сочетать с понятиями далеко – близко.
Старшая группа
- совершенствование пространственных отношений: вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, слева – справа, между, рядом, с, около; двигаться в заданном направлении меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-указателями направления движения, а также определять местоположение между людей (Я стою между Сашей и Дианой);
- ориентировка на плоскости: листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине (в центре, в углу.
Методические аспекты
- ориентировка в пространстве
Совершенствуется ориентировка в пространстве ДОУ, ориентировка на улице в процессе видов деятельности и игровых упражнений «Кто поменялся местами?», «Где я стою» и т. д. Как прием можно использовать рассматривание иллюстрации к художественным произведениям «Репка», «Гуси-лебеди», «Федорино горе» и т. п. Настольные и словесные игры направленные на определения направления движения «Подбери нужное слово», «Назови, что изменилось?», «Парные картинки» и т. д.
- ориентировка на плоскости (ограниченной поверхностиУпражнение на раскладывание определенного количества предметов в указанном направлении, в верхней, нижней части листа (по краям, слева, справа и т. д. Разнообразные виды инструкций, которые сначала озвучиваются самим педагогом, а потом комментируются детьми посредством опроса детей.
Связать работу с развитием у детей умение создавать ритмические узоры, создавать повторяющиеся закономерности //-//-//-//-// или геометрические фигуры.
Используются игры в лабиринты, для определения направления движения с помощью стрелок-указателей или в соответствии с планом маршрута. В дальнейшем дети самостоятельно моделируют собственные планы маршрутов.
Подготовительная группа
- ориентировка на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); знакомство с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Располагать и отражать в речи пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, за, перед, между, рядом и т. д.)
- знакомство с планом, схемой, маршрутной картой – смоделированные пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы, возможность детей самостоятельно передвигаться ориентируясь на условные обозначения.
Методические аспекты
- ориентировка в пространстве
Совершенствовать ориентировку с помощью условных обозначений (стрелок-указателей движения, планов, маршрутов и схем. Разнообразные виды маршрутных игры «Найди клад», «Найди по подсказкам», «Лабиринт», «Запутанная паутина» и т. п.
- ориентировка на плоскости
Занимает особое место в работе педагога (на листе бумаги, странице книги, тетради и т. п.). Методика в других возрастных группах, основана на выделении противоположных направлениях: слева – справа, вверху – внизу. В данном возрасте отрабатываем умение находить на разлинованном листе бумаги: точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, правый и левый, верхний и нижний края листа, углы (левый – правый, верхний - нижний, соблюдая интервалы на строке, располагать элементы в определенном направлении (слева направо, затем в качестве усложнения справа налево).
Активно использовать слуховые графические диктанты. В начале используем геометрические фигуры, затем цифры. При использовании геометрических фигур в качестве отработки выполнять ритмические узоры и орнаменты.
Игровые упражнения по типу «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и т. п.