Яна Александровна Шевченко
Особенности организации образовательных событий по приобщению детей к истокам культуры родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь ребенка наполнена самыми разными событиями. Это то, что запоминается на всю жизнь и всегда вызывает яркие воспоминания, это настоящее событие.
Удивление и живой интерес детей может вызвать встреча с удивительным предметом, например, с лаптями, о которых дети часто слышали в сказках. Большего эффекта можно достичь, если предоставить детям возможность рассмотреть и потрогать их.
Публикация «Особенности организации образовательных событий по приобщению детей к истокам культуры родного края» размещена в разделах
В детском саду образовательное событие - это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. В нашем примере, лапти выступают не только как обувь наших предков, за ними появляется целый ряд вопросов: из чего они сделаны, кто их плел, сможем ли мы их сплести. Затем интерес углубляется и дети уже хотят знать, куда ходили наши предки, чем они занимались, что они носили, как жили и т. д.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре своей страны.
Приобщая дошкольников к истории России, педагог пробуждает у них интерес к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого. Рассказывая детям о наших героях, воспитатель должен обратить внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности. Ребенок не может воспринять прошлое иначе, чем через воспоминания родных, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позднее – через фильмы, картины, книги.
Процесс воспитания патриотизма начинать необходимо в раннем возрасте. Дети дошкольного возраста любознательные, восприимчивые, и поэтому очень легко откликаются и сочувствуют, тому, чему учат, и что говорят. Для воспитателей это время больших возможностей воспитания в маленьком человеке патриота.
В нашем случае — приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с бытом народа, с промыслами родного края выступает как развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников. Дети находят ответы на разные вопросы: из чего сделан тот или иной предмет; какую одежду раньше носили люди; какие были игрушки и т. д., из которых вытекает вся событийная деятельность.
Таким образом, в образовательный процесс, закладываются ситуации, при разрешении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. Так знакомя детей с посудой, они узнают, из чего её делали, уточняют представления о свойствах материалов (глины, дерева, металла, расширяют кругозор о быте наших предков, об истории появления профессий, пробуют свои силы в украшении посуды различными техниками, украшают группу и т. д. Т. е. на протяжении длительного периода времени дети вовлечены в общую историю - образовательное событие, которое началось с интригующей завязки, сюрприза, логически развивалось, обогащалось содержанием, отражающим реальную картину мира, и получило яркое завершение не только как итоговое мероприятие, но и как то, что тронуло детей, запомнилось им на долгое время, то есть получило эмоциональный отклик у детей.
Однажды в нашей группе появилась глиняная игрушка, которую привез из путешествия наш воспитанник. Глиняный козлик поразил своей внешностью, необычной росписью. Эта игрушка заняла почетное место в нашей группе, и нам тоже стала интересна ее история. Так началось образовательное событие «Быт и традиции Курского края». Нашим экспонатом оказалась кожлянская игрушка – свистулька, ее на протяжении 250 лет делали в деревне Кожля Курского края.
Орнамент игрушки был простой, но имел смысл: прямые и косые линии символизировали землю и дождь, решетки – поля, елочки – урожай, волны – реку, пятнышки – плодородие. В росписи преобладали желтые, зеленые, синие и малиновые цвета.
На занятиях мы решили не только разрисовать забавного козлика, но сделать коллективную работу.
Чтение рассказов, сказок, былин, стихов о Родине, рассматривание иллюстраций, предметов быта Курского края подтолкнуло нас к посещению комнаты старины в нашем детском саду. Дети впервые увидели необычную кухонную утварь наших предков, самотканые ковры, вышитые рушники, изделия из лозы и дерева. Предметы, которые заинтересовали детей, мы забрали в группу для более подробного знакомства.
Ковровая дорожка, которой пользовались наши предки, показалась детям очень необычной, ведь она не была похожа на те ковры, которые лежат у нас в группе или дома.
Во время бесед мы рассматривали яркие иллюстрации, трогали ковер на ощупь, проговаривали из какого материала он был соткан.
Со временем нам пришла идея, «соткать» ковер из цветной бумаги и изготовить дорожку из пластилина на занятиях по лепке и аппликации. Яркие поделки заняли свое место на нашем вернисаже в раздевалки. Дети стали делиться о новых впечатлениях с родителями, и мы были приятно удивлены тем, что родители стали проявлять интерес и предлагать помощь в создании своего уголка старины.
В группе стали появляться белые вышитые рушники, половики, дорожки, скатерти с узорами Курского края.
Работа закипела, мы стали более подробно изучать приметы, традиции, быт Курского края. Рассказывали детям о том, что в нашей области было очень распространено ткачество, люди сами обеспечивали себя необходимыми для быта вещами. Вышивали на рушниках, полотенцах, скатертях, ткали рушники и дорожки. Самым распространенным узором нашего края на вышитых изделиях был рисунок с клеточками, шашечками и теремами. Такие полотна изготавливали умельцы Фатежского и Курского уезда. А центром ковроткачества нашего края, стал Суджанский район, этим ремеслом занимались всей семьей, особенно знаменитыми стали темные ковры с красными розами и маками.
В ходе работы мы узнали, что родители нашего воспитанника увлекаются ковроткачеством, это хобби их семьи. Они с радостью решили поделиться своими знаниями и умениями. Так в нашей группе появился ткацкий станок, он упрощен и сделан своими руками. Ребята с удовольствием рассматривали устройство станка, задавали вопросы, и конечно с нетерпением ждали момента, когда попробуют себя в роли ткачей. С устройством и работой станка нас познакомил глава семьи, СЛ 19 а мама принесла корзину, в которой было много разноцветных ленточек и тряпочек. Наша гостья рассказала нам о трех техниках:
-плетение - это способ, где двойную ленту пропускают через капроновую нить сверху вниз поочередно;
-вязание крючком. И здесь нашлись желающие, которые петельку за петелькой собрали дорожку из джинсовых лент.
- ткачество - это способ, который заинтересовал детей больше других. Трикотажные ленты пропускали через капроновую нить справа налево и обратно. Дети с нетерпением ждали своей очереди поэксперементировать. Так, по две дорожки сплели все ребята. Стараниями детей, шаг за шагом, коврик был соткан и занял свое место у двери при входе в группу.
Большой интерес у детей вызвали деревянные предметы старины. Сначала мы познакомили детей с новой профессией – ремесленник –деревянщик. Это человек, который создавал разные бытовые и сельскохозяйственные предметы из дерева, ведь умельцы Курского края (Обоянский, Суджанский и Тимский уезды) славились своими деревянными телегами, санями, лодками и ульями. Дети с интересом слушали о старинном утюге - рубеле, рубанке, знакомились с кухонной утварью наших предков. Главное желание детей осуществилось после нашей беседы, деревянные изделия побывали в любопытных детских руках.
Тема следующей беседы была старинная обувь предков. В нашей комнате старины, благодаря родителям, появились лапти, кожаные сапоги. Больше всего детей заинтересовали лапти, им хотелось их не только потрогать, но и примерить. Дети узнали, что летом в деревне люди ходили босыми, а иногда в лаптях. Их берегли, т. к они быстро изнашивались. Народ относился с большим уважением к обувщикам, а к обуви бережно, т. к сплести лапти дело не одного дня и очень кропотливое.
Пришло время и мы посетили музей. Во время интересной и познавательной беседы, дети не только отвечали на вопросы экскурсовода, но и сами задавали их.
Так же на практике попробовали пральник и рубель, попытались поднять ушатом чугунок.
Самым интересным была примерка курского старинного костюма. Мы узнали, что основой женской и мужской одежды в костюмах Курского края была рубаха, отличалась она воротом и длиной. Мужчины носили длинные штаны — портки, а замужние женщины носили длинны юбки, которые назывались «понева». Головные женские уборы передавались по наследству из семьи в семью, т. к их носили и женщины и девушки. Еще мы узнали, что главным атрибутом у всех костюмов был пояс, который носили все от мала до велика.
Заключением нашей экскурсии была инсценировка сказки «Курочка Ряба», в которой дети исполняли роли в старинных костюмах.
Все наши беседы, занятия, мастер – классы сопровождались играми. Как оказалось, в Курском крае были свои развлечения. Они включали в себя танцы, хороводы и конечно подвижные игры. В группе мы знакомились и играли в малоподвижные игры: «Малечина — калечина», «Веревочка».
Во время прогулок детей знакомили с подвижными играми: «Селезень и утка», «Серый волк», «Горелки».
В музыкальном зале мы играли в такие игры как «Заря-заряница», «Ручеек». Мы сделали вывод, что многие игры Курского края дошли до нас и до сих пор являются одним из любимых развлечений детей.
Следующим этапом знакомства стало посещение детской школы художественных ремесел «Артель». В это путешествие с нами отправились не только воспитанники, но и их родители.
Все с большим интересом слушали преподавателей, рассматривали экспонаты. Дети познакомились с различными художественными ремеслами, показали знания основ декоративно- прикладного творчества,
С удовольствием участвовали в мастер – классе, на котором ребят познакомили с техникой плетения из соломки. Чудесную птичку дети делали совместно с родителями.
Посещение детской школы художественных промыслов «Артель» позволило значительно расширить представления детей о традициях и обычаях русского народа, народных промыслах, вызвало у дошкольников живой интерес, желание больше узнать о жизни наших предков.
Проведенная работа не прошла даром. Уголок старины пополнился новыми экспонатами, а центр патриотического воспитания – альбомом «Ремесла Курского края».
Таким образом, в ходе данного образовательного события наши воспитанники не только узнали много нового и интересного о традициях и быте жителей Курского края, но и прониклись чувством глубокого уважения к нелегкому труду наших предков.
Несмотря на то, что мы довольно длительный период посвятили этой теме, интерес детей и родителей не угасает, им хочется узнать еще много нового и интересного о своей малой родине. История Курского края очень богата, поэтому со стороны родителей поступило предложение, организовать поездку в Курский краеведческий музей.