Парамонова Валерия Юрьевна
Особенности обучения детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности обучения детей с Расстройством Аутистического Спектра
1. Определение и краткую характеристику выбранной "особенности"
Расстройство аутистического спектра (РАС) — это нейроразвивающее расстройство, которое проявляется в нарушениях социальных взаимодействий, коммуникации и ограниченных или повторяющихся поведениях и интересах. РАС охватывает широкий спектр симптомов и уровней тяжести, и его проявления могут варьироваться от легких до тяжелых.
Основные виды РАС:
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Аутизм классический (аутизм)
Это наиболее известное расстройство из спектра. Дети с классическим аутизмом часто имеют выраженные трудности в области общения и социального взаимодействия, а также могут проявлять ограниченные интересы и повторяющееся поведение.
2. Синдром Аспергера
Дети с синдромом Аспергера, как правило, имеют нормальный уровень интеллекта и языкового развития, но испытывают сложности в социальных взаимодействиях и могут проявлять узкие интересы. Они могут быть менее чувствительны к социальным сигналам и труднее понимать невербальные формы общения.
3. Детское дезинтегративное расстройство (синдром Хеллера)
Это редкое расстройство, при котором ребенок, достигший нормального развития, теряет навыки общения, социальных взаимодействий и других умений после достижения определенного возраста (обычно в возрасте от 2 до 4 лет).
4. Неопределенное расстройство аутистического спектра
Этот диагноз ставится, когда проявления аутизма присутствуют, но не соответствуют полным критериям других диагнозов, описанных выше. В этом случае может быть сложно точно определить, к какому подтипу РАС относится ребенок.
5. Смешанное расстройство развития
Этот диагноз используется для детей, у которых наблюдаются симптомы, характерные для аутизма, но также и другие проблемы в развитии, такие как задержка в речевом или моторном развитии.
6. Аутизм с сопутствующими расстройствами
Некоторые дети с РАС могут иметь сопутствующие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, тревожные расстройства или депрессию. Эти расстройства могут влиять на проявления аутизма и требовать отдельного подхода в обучении и терапии.
Характеристика таких детей :
Коммуникационные трудности: Могут возникать проблемы с вербальным и невербальным общением, ограниченный словарный запас, трудности в понимании социальных сигналов.
Социальные сложности: Затруднения в установлении контактов с другими детьми и взрослыми, возможно, отсутствие интереса к совместным играм или трудности в понимании социальных норм.
Повторяющееся поведение: Часто наблюдаются стереотипные действия, такие как повторение одних и тех же движений, фраз или интересов (например, увлечение определёнными темами).
Чувствительность к сенсорным стимулам: Некоторые дети могут быть гипер- или гипочувствительными к звукам, свету, текстурам, что может вызвать дискомфорт.
Специфические интересы: Увлечения могут быть очень узкими и глубокими, что часто преобладает над общими интересами.
Изменения в рутине: Многим детям с РАС требуется стабильность и предсказуемость, и изменения в распорядке могут вызывать значительный стресс.
Когнитивные различия: Уровень интеллекта может варьироваться – от значительных затруднений до высоких способностей в определённых областях, таких как математика или искусство.
2. Организация педагогом познавательной деятельности школьников с данной "особенностью"
Педагогическая работа с детьми с расстройством аутического спектра требует особого подхода и внимания. Важно помнить о том, что каждый ребенок уникален и нуждается в индивидуальном подходе.
1. Создание наглядных пособий. Для детей с аутизмом важно представлять информацию в конкретной и наглядной форме. Педагог может использовать картинки, диаграммы, рисунки и другие наглядные материалы для облегчения понимания учебного материала.
2. Использование структурированных заданий. Дети с аутизмом часто испытывают трудности с организацией и планированием своей деятельности. Поэтому важно предоставлять им структурированные задания с четкими инструкциями, чтобы помочь им лучше ориентироваться в учебном процессе.
3. Работа в небольших группах. Для детей с аутизмом может быть сложно работать в больших группах из-за повышенной чувствительности к внешним раздражителям. Поэтому педагог может организовывать работу в небольших группах, что позволит детям лучше концентрироваться и взаимодействовать друг с другом.
4. Регулярная обратная связь. Важно уделить внимание обратной связи с детьми с аутизмом, чтобы помочь им понимать свои успехи и ошибки. Педагог может использовать положительное подкрепление и поощрения для мотивации учеников.
5. Индивидуальный подход. Каждый ребенок с аутизмом уникален и имеет свои особенности и потребности. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать обучающий процесс под его потребности.
Заключение
Активизация познавательной деятельности обучающихся с РАС требует комплексного подхода, который включает в себя индивидуализацию, создание структурированной среды, использование визуальных и интерактивных средств, а также поддержку эмоционального состояния и развитие социальных навыков. Реализация этих принципов помогает создать более эффективный и комфортный образовательный процесс, способствуя развитию детей с расстройством аутистического спектра