Юлия Фролонцова
Особенности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье обосновывается актуальность проблемы формирования навыка словообразования у детей дошкольного возраста. Авторами представлены результаты экспериментального исследования по изучению уровня и особенностей сформированности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова : словообразование, словообразовательные процессы, производные слова, имя прилагательное, дошкольный возраст.
Публикация «Особенности навыка словообразования имен прилагательных у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Лингвисты, психологи и психолингвисты одним из показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыком словообразования. А. А. Леонтьев, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович и др., рассматривают словообразование как особый вид речемыслительной деятельности и выделяют в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Все эти словообразовательные операции играют важную роль в развитии спонтанной детской речи. Их несформированность приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой – ограничивает когнитивные возможности детей, их мыслительные операции такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение [1; 4; 5].
Е. И. Литневская словообразованием называет процесс образования производных слов, раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов. Словообразование как раздел языкознания способствует решению следующих задач: установление происхождения слова в современном языке (наличие производной основы); определение механизмов, с помощью которых данное производное слово было образовано [2].
Для изучения состояния навыка словообразования имен прилагательных у дошкольников мы руководствовались диагностикой с использованием нейропсихологических методов Т. А. Ахутиной, Т. А. Фотековой [3]. Диагностическая программа включала три блока: изучение навыка словообразования относительных прилагательных; изучение навыка словообразования качественных прилагательных; изучение навыка словообразования притяжательных прилагательных.
На рисунке 1 представлены результаты изучения навыка словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников.
Рис. 1. Результаты изучения навыка словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников
По результатам изучения навыка словообразования относительных прилагательных у старших дошкольников выявили, что у 83,3% детей отмечается средний уровень, для 16,7% испытуемых характерен низкий уровень. Анализ ответов дошкольников показал, что наиболее затруднительным для всех испытуемых было образование относительного прилагательного из сочетания «кукла из соломы». Так, наиболее частыми ответами были такие как «соломная», «соломяная», «солома» (повторение существительного, от которого нужно образовать слово). Типичными ошибками были следующие: варенье яблок: яблоковое, яблоко, яблокное; кисель из клюквы: клюкевенный, клюква, клюкванный; салат из моркови: морковенный, морковковный, морковка; лист дуба: дубиный, дубовновный, дубовный.
На рисунке 2 представлены результаты изучения навыка словообразования качественных прилагательных у старших дошкольников.
Рис. 2. Результаты изучения навыка словообразования качественных прилагательных у старших дошкольников
Изучение навыка словообразования качественных прилагательных у старших дошкольников показало, что у 91,7% детей наблюдается средний уровень, 8,3% дошкольников демонстрируют высокий уровень. В целом старшие дошкольники достаточно успешно справились с заданием по образованию качественных прилагательных. Однако, отмечались некоторые типичные ошибки. Например, больше всего трудностей у большинства детей вызывало образование качественных прилагательных от слова «если ветер» : ветерный, ветряной, ветряный. Также были замечены и другие ошибки: за жадность: жаденый, жадностный, жадности; за трусость: трусостный, трустный; если днем мороз, то день: морозенный, морозовый, морозы; если дождь: дождяной, дожденный.
На рисунке 3 представлены результаты изучения навыка словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников.
Рис. 3. Результаты изучения навыка словообразования притяжательных прилагательных у старших дошкольников
Согласно полученным данным исследования навыка словообразования притяжательных прилагательных у дошкольников, 66,7% детей имеют средний уровень, для 33,3% испытуемых свойственным является низкий уровень. Словообразование притяжательных прилагательных оказалось трудным для детей. Было допущено множество ошибок, например: у волка: волкина, волкавна, волки; у медведя: медведина, медведяная; у льва: львовая, львавная; клюв у птицы: птицын, птицов; гнездо у орла: орловье, орланое, орловно.
На рисунке 4 представлены результаты изучения навыка словообразования имен прилагательных у старших дошкольников.
Рис. 4. Уровень сформированности навыка словообразования имен прилагательных у старших дошкольников
Изучение навыка словообразования имен прилагательных у старших дошкольников позволило сделать вывод о том, что у большинства детей отмечается средний уровень, составивший 66,7%, однако, у 33,3% дошкольников наблюдается низкий уровень.
Список литературы
1. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2010. – 216 с.
2. Литневская Е. И Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. – М. : Изд-во МГУ, 2006. – 240 с.
3. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. – М. : АРКТИ, 2002. – 136 с.
4. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. – М., 2009. – 125 с.
5. Шахнарович А. М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL : https://www.twirpx.com/file/533680/ (15.10.2020)