Наталья Ефимова
Особенности музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности музыкально-дидактических игр
Ранний и младший дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально-дидактическим играм.
Основная особенность музыкально-дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей в воспитательно-образовательном значении музыкально-дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Публикация «Особенности музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Как отметил А. Н. Леонтьев, музыкально-дидактические игры относятся к «зарубежным играм», представляя собой переходную форму к той не игровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Возможность обучать маленьких детей по средствам активной, интересной для них деятельности- отличительная особенность музыкально-дидактических игр.
Чтобы закрепить задачу: определение тембровой окраски игра «Определи инструмент» и звуковысотного слуха игра «Угадай-ка». Педагог может провести в занимательной форме, как концерт. Тем самым педагог организует такую форму, решая обучающую задачу, то есть дети слушая звучание музыкальных инструментов определяли тембровую окраску или при пении птицей мамой (низкого звука) и ее птенца (высокого звука) дети определяли высокие и низкие звуки.
Однако следует отметить, что знание и умение, приобретаемое играющими является для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях, а
игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного возраста, и решение игровой задачи.
Воспитатель должна продумать приемы организации игры, так как в младшем возрасте, педагог организует и проводит музыкально-дидактические игры сама, а в старшем дошкольном возрасте продумать приемы ведущего или персонажей в игре. При необходимости помочь советом, указанием. В проводимой игре воспитатель следит за правильным выполнением правил, с окончанием игры нужно похвалить детей, отличить удачные моменты, не следует заострять внимание на неудачах.
В музыкально-дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. Это влияние игр с правилами особенно ценила Н. Г. Кононова.
Проводятся как на занятиях со всей группой, так и с подгруппой. В течение двух недель проводится на музыкальном занятии, а затем воспитатель с детьми в группе.
Музыкально-дидактические игры проводятся на прогулке, за исключением музыкальных инструментов, голоса, а это возможно только в летний период. (теплая, сухая погода)
Прежде чем включить музыкально-дидактическую игру, воспитатель должен ее хорошо усвоить, разобрать ее воспитывающие, развивающие, обучающие возможности в содержании. Определить место проведения музыкально-дидактической игры.
В начале учебного года музыкальный руководитель в своем перспективном плане, планирует проведение музыкально-дидактических игр с разными задачами по развитию музыкально-сенсорных способностей, с которыми знакомит на музыкальных занятиях. В течение двух недель, а затем воспитатель закрепляет умение и навыки с детьми в группе.
Но в некоторых случаях, где воспитатель предлагает незнакомую музыкально-дидактическую игру, но не знает как ее организовать и провести.
Музыкальный руководитель педагогу в свободное время, проводит индивидуальные занятия с ним, а может и игру. Таким образом, впоследствии педагог сам организовывает и проводит музыкально-дидактическую игру с детьми.
В процессе музыкально-дидактических игр идет совершенствование психических познавательных процессов. В играх с народными музыкально-дидактическими игрушками, совершенствуется сенсорная культура детей: развивается музыкальное восприятие детей, развитие музыкально-сенсорных способностей и накопление музыкально-сенсорного опыта. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции: сравнение, обобщение, классификация (например, игра «Составленные картинки» формируется сообразительность и умственная активность. Каждая музыкально-дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, сигналами и т. д…
Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий - развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной
деятельности. Музыкально-дидактические пособия применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.
Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают зрительную наглядность (карточки, карточки с передвижными деталями т. д). Музыкально-дидактические игры могут не использовать ее.
Особенности детей дошкольного возраста учитывались не только при обосновании дидактических задач, но и при отборе различных типов настольных игр.
Вот почему особенно в младших группах воспитатель не только организовывает игры с детьми, но и сам становится активным участником.