Валентина Серенко
Особенности использования пальчиковых игр в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности использования пальчиковых игр в дошкольном возрасте
Жан-Жак Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребенка: «он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук.» .
Публикация «Особенности использования пальчиковых игр в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Среди разнообразия двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на дошкольных занятиях, особое место принадлежит тем из них, которые связаны с развитием мелкой моторики руки, в том числе и пальчиковой гимнастике.
В настоящее время издано немало книг, содержащих упражнения для пальчиковой гимнастики, но в использовании их педагогами ДОО есть определё нные трудности: нет системности, много недоказанной информации, возможности пальчиковой гимнастики используются не в полную меру, недооценивается её психофизическое значение в развитии детей дошкольного возраста, область применения упражнений для развития мелкой моторики рук ограничена рамками физкультминуток. В большинстве своём эти книги обращены к логопедам и родителям и содержат одностороннюю информацию о влиянии упражнений для кисти и пальцев руки на развитие речи ребёнка.
Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время занятий; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.
Из выше написанного следует: пальчиковая гимнастика для малышей - это прекрасная возможность улучшить развитие речи ребенка и хорошо проводить с ним время в приятном и полезном общении.