Доронина Наталья
Особенности игрушек для мальчиков и девочек в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сколько игрушек надо ребенку? На этот вопрос мало кто ответит. Это то же самое что, сколько подарков надо для счастья. А задавались ли вы во-просом: «А нужны ли игрушки детям?» или «Почему игрушки делятся для мальчиков и девочек?»
Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Но не забывайте, что игрушка служит для умственного, нравственного, эстетического и физи-ческого воспитания ребенка. Игрушка помогает ребёнку познавать окру-жающий мир.
Публикация «Особенности игрушек для мальчиков и девочек в дошкольном возрасте» размещена в разделах
У современного ребёнка огромное количество игрушек, которые ок-ружают его с самого момента появления на свет. Покупая игрушку, взрослые зачастую не задумывается о глубине и степени влияния игрушки на ребёнка. Ребёнку первого года жизни свойственны обследовательские, ориентировочные действия с предметами-игрушками – ознакомительная игра. Игрушки для детей этого возраста должны быть интересными, радующими их, и вместе с тем простыми, удобными, безопасными.
В конце первого – начале второго года жизни ребёнок переходит к отобразительной игре. В своих игровых действиях с предметами он отобра-жает то, чему научился, подражая взрослым. В это время ему нужна такая игрушка, играя с которой он мог отображать то, что ему ближе, хорошо знакомо.
Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребёнка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определённое назначение и определённый способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте.
В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. Поэтому в этом возрасте у ребёнка обязательно должны быть так называемые дидактические игрушки разного вида (матрёшки, пирамидки, игрушки-вкладыши и т. п.) и игрушки – копии реальных предметов (посуда, ведёрко, совочек, лопатка, лейка и др.). Внутри предметной деятельности ребёнка раннего возраста начинают зарождаться другие виды деятельности, такие, как игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Исходя из определённой роли игрушки в развитии ребёнка, взрослым следует осознанно подходить к её выбору. Особенно важно в отношении детей раннего возраста. Специалисты детских учреждений, родители должны разбираться в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку учреждения такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный опыт и развивать ребёнка.
Стереотипом является, что мальчики играют только в машинки, а девочки в куклы. Но это не так. И девочки, и мальчики обожают машинки и играют с ними, выстраивая интереснейшие сюжеты. Наибольшим успехом в возрасте 2,5 – 3 лет пользуются машины средних размеров. Особенно при-влекают машины – фургоны с открывающимися дверцами. Почему? Да по-тому, что такая машина немного «загадка» : что внутри? Никто не видит! А вот попробуйте догадаться! Так начинается игра.
Мальчики 2,5 – 3 лет, как и девочки играют с бытовыми игрушками : работают утюгом, стирают одежду, накрывают на стол посуду. Нет, это не деградация мужского начала в ребёнке, а форма отражения счастливого быта семьи, где между мужем и женой существуют гармоничные отношения любви и взаимопонимания. Именно в таком микроклимате в мальчике закладываются качества, которые помогут ему в будущем стать хорошим семьянином.
Одиночные игры детей чаще всего определяются полом ребёнка. Мальчик стучит молотком, строит дома и гараж, водит машину и т. д. девочка убирает в кукольном уголке, лечит больного мишку, уговаривает дочку быть умницей.
При выборе игрушек сказывается половая принадлежность детей. Мальчик чаще предпочитает пистолет, ножик, лук, легковую машину, а де-вочка – куклу, мебель, посуду и др. Выбор ребёнком игрушек хорошо демонстрирует, как идет половая идентификация. Если мальчик выбирает куклу или мебель, то нужно посмотреть в чем дело. Если он подражает любимой старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчика. Так же следует поступить и с девочкой, которая, любя старшего брата, освоила лук и стрелы, и научилась кидать камушки получше иного мальчишки.
Именно в играх и благодаря игрушкам закладываются основные гендерные стереотипы на всю оставшуюся жизнь о восприятии мужского и женского. О социальных ролях мужчин и женщин, об их профессиональной реализации и отношении друг к другу.
Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребёнка. Ребёнок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребёнок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.