Яшутина Анжелика Сергеевна
Особенности формирования психологической готовности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования психологической готовности младших школьников
Младший школьник - это ребенок, зависящий от взрослого, значимого для него, и необыкновенно привязанный к близким. И некоторые учащиеся не могут быстро адаптироваться к школе, к новому коллективу, к определенным школьным правилам. К каждому ребенку нужен индивидуальный и личностный подходы. Это будет приводить ученика к быстрой адаптации в школе.
Публикация «Особенности формирования психологической готовности младших школьников» размещена в разделах
На основе учебной деятельности в младшем школьном возрасте формируются два основных психологических новообразования - произвольность психических процессов и внутренний план действий (их выполнение в уме). Решая учебную задачу, учащийся вынужден, например, направлять и устойчиво сохранять свое внимание на таком материале, который хотя сам по себе ему и не интересен, но нужен и важен для последующей работы.
Так формируется произвольное внимание, сознательно концентрируемое на нужном объекте. Произвольность психических функций и внутренний план действий - проявления способности учащихся к самоорганизации своей деятельности. Эта способность возникает в результате сложного процесса формирования внутренних структур психики внешней организованности поведения ребенка, создаваемой первоначально взрослыми людьми, и особенно учителем, в ходе учебной работы.
Важное значение в жизни младших школьников приобретают их межличностные отношения друг с другом, с взрослыми, с учителями, а также чувства, возникающие на основе этих отношений. Особенность эмоций в этом возрасте состоит в том, что они более уравновешены, чем у детей-дошкольников. Младшие школьники начинают различать ситуации, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства, начинают управлять своим настроением, а порой и скрывать его. Вместе с тем для них характерна эмоциональная впечатлительность и отзывчивость.
При формировании психологической готовности большую роль играет опыт его коллективной жизни. Его радости и обиды уже связаны с тем, уважают или не уважают его товарищи, доверяют ли ему, ценят ли его силу и ловкость. Правда, дружба детей этого возраста чаще всего связана с внешними условиями их жизни (сидят за одной партой, ходят в школу одной дорогой и т. п.). Учитель выступает для младшего школьника непререкаемым образцом действий, суждений и оценок. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и манеру поведения окружающих его людей.
Немало важным аспектом формирования психологической готовности к начальной школе, является ее подготовка. В свою очередь, М. Н. Терещенко выделяют только три основные задачи, по которым должна вестись подготовка к школе :
1. Общее развитие. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта.
2. Воспитание умения произвольно управлять собой, сосредоточиться на длительное время на том, что не вызывает у него интереса.
3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
В любом случае для решения этих задач необходимо применять такие методы, формы и средства работы, как экскурсии в школу, конструирование, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, пальчиковая гимнастика, лепка из глины, рисование, проведение диагностических методик, игры (приложение А).
Игра - это особая форма сотрудничества, общения, содружества, которая позволяет выводить возможности и интересы ребенка на более высокий уровень - уровень творческой, мыслящей личности.
Опираясь на концепцию Д. Б. Эльконина, К. Оталора выявила на основе собственных наблюдений за повседневной деятельностью детей наиболее характерные для детей разных возрастов игры.
1 Игра-развлечение — игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель — развлечь, развеселить участников. Так, наиболее частым развлечением у девочек было бегать друг за другом, чтобы, догнав, пощекотать. Обычно, закончив такое действие, ребенок смеется.
2 Игра-упражнение — отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд. Дети разных возрастов поднимались на деревья, ползали по бревну или просто бегали. Чаще этот вид игры наблюдался у мальчиков моложе семи лет. У более взрослых детей (11—12 лет) обычной игрой была борьба. Они брались за руки, сравнивая свою силу.
3 Сюжетная игра — есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме. Наиболее частыми сюжетами были приготовление пищи и сбор фруктов. Иногда дети изображали игру на аккордеоне, звон колокола или действия животных. Сюжетные игры никогда не воспроизводили существующие в общине социальные отношения, в играх отсутствовали роли отца, матери. Сюжетная игра чаще встречалась у детей моложе семи лет и практически отсутствовала у более старших. Мальчики чаще играли в сюжетные игры, чем девочки. У девочек с раннего возраста больше определенных и ответственных занятий, чем у мальчиков.
4 Процессуально-подражательная игра — воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент.
Подражательная и сюжетная игра близки друг к другу. Можно выделить лишь возрастную границу: игра-подражание наиболее часто встречается у маленьких детей.
5 Традиционная игра — та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют и взрослые, и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация.
В завершении рассмотрим роль игры в развитии психики ребенка.
1 В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2 Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов — «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
3 В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4 Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5 В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Так, в игре совершенствуются физическое, умственное и нравственное развитие детей, углубляются их познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление и речь. У детей формируются такие личностные качества, как: выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.
Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние эмоционально-психологических и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. Формируя образ класса, классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников во внеурочной деятельности (т. е в общешкольных мероприятиях, в совместных делах со сверстниками из классов одной параллели, в работе с младшими и старшими школьниками, и т. д). Целесообразно подумать и о том, чем жизнедеятельность класса может обогатить воспитательный потенциал общешкольного коллектива и во внеклассной работе. На мой взгляд, правильно поступают те классные руководители, которые стараются найти друзей класса в ближайшем социальном окружении – в среде родителей, руководителей клубных и кружковых объединений, учителей предметников, учащихся из других классов при организации экскурсий, походов, спортивных мероприятий и т. д.
Главным условием полноценной подготовки к школе в старшем дошкольном возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.
Также к необходимым условиям подготовки к школе можно отнести диагностику и оценку готовности дошкольников (приложение Б).
Определению психологической зрелости служит ориентировочный тест
Керна-Йиерасека, состоящий из трех субтестов: первое задание - нарисовать мужчину, второе задание - скопировать группу из десяти точек, третье задание - скопировать фразу, выполненную прописью («Он ел суп»).
Для измерения общего уровня умственного развития, степени владения обобщающими понятиями применяется методика А. Р. Лурии «Пиктограмма», а также опросник Керна — Йиерасека, направленный на выявление запаса тематических представлений детей.
Для изучения развития пространственного мышления эффективна методика А. Л. Венгера «Лабиринт» — ребенок должен найти среди множества неверных и тупиковых единственно правильный путь к определенному домику.
Для диагностики уровня развития словесно- логического мышления, выявления понимания ребенком смысла изображенного, причинно-следственных отношений и возможности выделить главное, довольно часто используются методики «Объяснение сложных картин» и «Последовательность событий». В первом случае ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано, во втором — из серии предметных картинок ребенку следует выстроить правильный ряд событий и рассказать, как развивались эти события.
Методика «Предметная классификация» ориентирована на выявление умения подводить предмет под понятие: ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами и дает им обобщенные названия. Уровень развития мыслительных процессов изучается также с помощью интерпретации пословиц, подбора к пословицам фраз, аналогичных с ними по смыслу.
Следующим немало важным условием является реализация индивидуально-дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб ДОУ; признание занятий по физическому воспитанию значимой частью комплексного процесса; осуществление преемственности в работе детского сада и школы.
Для решения проблемы преемственности детского сада и школы организуется работа по трё м направлениям:
• информационно-просветительская деятельность (педсоветы, семинары и практикумы по подготовке детей к школе);
• методическая деятельность (ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы через взаимопосещения педагогами занятий с их дальнейшим обсуждением, педагогические советы по обмену опытом);
• практическая деятельность (предварительное знакомство учителей с будущими учениками в процессе совместной деятельности) [6, с. 341].
Формирование и объективная оценка требуемого уровня готовности к школе невозможны без активного участия педагогов и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения.
На уроках для формирования психологической готовности младших школьников применяют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др., в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности — планирование, коррекция, контроль.
Также можно использовать такой прием, как поощрение. Оно решает сразу две задачи для учителя. Во-первых, ребёнок старается получить эту картинку во время урока. А во-вторых, на перемене, дети закрашивают эти черно-белые картинки теми цветами, которыми они хотят. А значит, перемены будут проходить гораздо тише и спокойнее. Потому, что дети на них заняты любимым делом - раскрашиванием. Этот прием дисциплинирует ребят, повышает мотивацию к обучению.
Также можно использовать листы достижений учащихся. Детям сначала выдается чистый лист бумаги. Потом по ходу работы, они заполняют этот лист. Осенью мы можем рисовать на нём листочки, яблочки, грибочки. Зимой – снежинки и снеговиков. Весной – солнышко и цветочки.
В конце каждого урока, во время рефлексии, а иногда, и по ходу урока, дети заполняют эти листы достижений. Кто на уроке был активен – рисует листочек. Кто активен, может нарисовать 2 или 3 листочка. Кто не принимал участие в работе – ничего не рисует, а на следующем уроке он постарается включиться в работу и тогда заполнит свой лист достижений новым символом. Можно ввести цветовую гамму. Допустим, кто просто работал на уроке - рисует зелёный листочек, кто очень активно – желтый листочек. А самые - самые активные и внимательные рисуют красные листочки. Можно варьировать рисунки по размеру. Большие снежинки рисуют дети, которые очень хорошо отвечали на уроке. Средние - рисуют активные дети, но у которых были замечания по поведению. А маленькие снежинки рисуют дети, которые пытались давать ответ, но ответ был недостаточно полным или не совсем правильным.
Для поддержания дисциплины в классе с детьми можно играть в командный футбол. Есть 2 команды (команда девочек и команда мальчишек). На доске закрепить ворота, можно нарисовать или использовать ворота от настольного хоккея. Одни ворота мальчиков, другие девочек. Кто нарушает правила поведения: выкрикивает с места, поднимается во время урока, перебивает учителя, не слушает одноклассников, тот забивает гол в свои ворота. Элемент игрового соревнования дисциплинирует учащихся на уроках. Через игровые моменты можно воспитывать в первоклашках сознательную дисциплину, развивать внимание и интерес к учебному процессу на всех уроках.
Для того чтобы ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей будущих первоклассников, помочь им правильно организовать деятельность с дошкольного возраста можно организовать систему мероприятий в виде групповых и индивидуальных консультаций, круглых столов, родительских собраний, практикумов и тренингов, направленных на повышение знаний родителей о способах и методах подготовке к школе старших дошкольников, а также в период адаптации младших школьников в начальной школе. Можно оформить «Уголок для родителей», где будут обсуждаться проблемы подготовки к школе.
Таким образом, подготовка детей к школе – сложный и многогранный процесс, который должен быть организован в форме игровых методов и осуществляться регулярно и систематически. Основными задачами для формирования психологической готовности младших школьников является : диагностика готовности к школьному обучению; всестороннее развитие личности младшего школьника и всех компонентов готовности к школе; просвещение педагогов и родителей.