Десятова Оксана
Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается вопрос об особенностях нарушений произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом. Рассмотрены структурные компоненты произносительной стороны речи. Описаны основные этапы и направления, методы логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом.
Произносительная сторона речи, детский церебральный паралич, дети старшего дошкольного возраста.
Публикация «Особенности формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, рождающихся с церебральной патологией. В результате нарушений у детей с церебральным параличом функции артикуляционного аппарата недоразвиты, прежде всего, фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков.
Как утверждают такие известные педагоги как Е. Ф. Архипова, А. Н. Гвоздев, В. К. Орфинская, М. Ф. Фомичева произносительная сторона речи включает наряду с фонетическим оформлением речи комплекс речедвигательных навыков, которыми она определяется.
В. П. Дудьев, В. А. Артемов относят к компонентам произносительной стороны речи ритмико-мелодическую сторону речи и систему фонем, за действия которых отвечают различные структуры мозга. Интонационный компонент регулируется преимущественно подкорковыми отделами и структурами правого полушария, речевые звуки – фонемы представлены в основном в речевой зоне коры левого полушария.
Ведущим дефектом у детей с церебральным параличом является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, причиной которых является органические поражения нервной системы, как центральной, так и периферической. Имеют место нарушения голоса и расстройства речевого дыхания, в следствии нарушений иннервации дыхательной мускулатуры.
При этом имеются также нарушения интонационной выразительности, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Характерной особенностью речи такого ребенка является нечеткое, смазанное звукопроизношение; слабый, тихий голос или наоборот, резкий; нарушен ритм дыхания; речь теряет свою плавность, характерен ускоренный или замедленный темп речи.
У детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным паличом присутствует низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, они испытывают трудности в дифференциации звуков и в овладении звукобуквенным анализом.
Опираясь на учения О. В. Правдиной, Е. М. Мастюковой и многих других специалистов логопедическая работа по устранению нарушений произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом должна проводиться комплексно и включать три блока:
1. Медицинский блок определяет врач-невролог. Он назначает детям массаж, рефлексотерапию, ЛФК, физиотерапию.
2. Психолого-педагогический блок также очень важен для детей с детским церебральным параличом, так как у детей выявлена несформированность неречевых функций. Основным направлением этого воздействия будет развитие сенсорных функций.
3. Третий блок – логопедическая работа, которая включает работу, направленную на нормализацию голоса, темпа-ритма, речевого дыхания, работу по преодолению фонематического восприятия, артикуляционных расстройств.
Логопедическая работа по формированию произносительной стороны речи у детей с детским церебральным параличом осуществляется по следующим направлениям:
Нормализация функции дыхания.
Преодоление нарушений голоса.
Преодоление артикуляционных расстройств.
Нормализация просодики.
Развитие фонематического восприятия.
Логопедическая работа базируется на:
знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии;
знании механизмов нарушения общей и речевой моторики;
учете личностных особенностей детей.
Т. Б. Филичева отмечает, что целесообразным является использование следующих методов логопедического воздействия:
дифференцированный логопедический массаж (расслабляющий или стимулирующий);
точечный, мануальный, зондовый, щеточный;
артикуляционная гимнастика – пассивная и активная;
голосовые и дыхательные упражнения;
искусственная локальная контрастотермия (сочетание гипо- и гипертермии).
Л. С. Волкова отмечает, что логопедическая работа при детском церебральном параличе проводится поэтапно :
1 этап – подготовительный. Основные его цели: подготовка а ртикуляционного аппарата к формированию а ртикуляционных укладов.
2 этап. Постановка звука.
3 этап. Дифференциация звуков.
4 этап. Автоматизация звука в связной речи.
Таким образом, с учетом особенностей нарушений основных компонентов произносительной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом, определяются основные задачи логопедической работы:
1. Коррекция звукопроизношения;
2. Формирование фонематического слуха;
3. Развитие интонационной выразительности речи.