Елена Владимировна Воронина
Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, помимо бесед и просмотра иллюстраций и картинок, воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее образовательное воздействие [56].
Особое внимание стоит уделить работе с родителями. Семья играет важную роль. Наряду с дошкольным образовательным учреждением, это основная социальная структура, обеспечивающая сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Известно, что ни одна программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги, для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей [96].
Публикация «Особенности формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Важным условием успешной социализации детей является состояниеих здоровья. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в Концепции демографической политики России на период до 2025 года отмечается, что одной из главных задач государства является сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни [98].
Согласно закону РФ «Об образовании в РФ» (273-ФЗ РФ, 29 декабря 2012г.) [81], дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [81].
Здоровый дошкольник :
В ФГОС ДО [82] одной из приоритетных задач считается охрана и укрепление физического и психического самочувствия детей, а так же их эмоционального благополучия. Так же выделено пять самостоятельных образовательных областей, одной из которых является «Физическое развитие», которая включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, освоении его простыми общепризнанными мерками и 5 инструкциям (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек) [82].
Концептуальные положения легли в основу разработки проектов программ по дошкольному образованию. Таких проектов, разработанных в соответствии с ФГОС [82] (приказ №1155 от 17 октября 2013 г.) порядка 20, но основными, по которым работают большинство ДОУ, является программа "От рождения до школы" [51].
Одной из отличительных особенностей проекта программы "От рождения до школы" [51] является направленность на сохранение и укрепление здоровья детей. Одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формировании у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности к двигательной активности. Для достижения ведущих целей Программы первостепенное значение имеют многие факторы, один из которых - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка [51].
Программа «Успех» [72] под ред. Березина Н. О., Бурлакова И. А., Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Степанова М. А., Федина Н. В. [72].
Цель программы: создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровье формирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.
Задачи программы:Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников [72].
Программа «Детство», автор У. Ю. Голубова[19].
Задачи программы: Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта.
Целью программы «Детство» [19] ставится обеспечение всестороннего развития ребенка в дошкольный период : интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, - через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников : развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нём, знания о правилах безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи [19].
Серьезное же внимание к формированию здорового образа жизни старших дошкольников уделяется в программе "Радуга" [59], которая стала одной из первых альтернативных программ разработанной по заказу Министерства образования и науки РФ [59].
В программе названы основные задачи по физическому воспитанию детей :
- сохранять и укреплять здоровье детей и формировать у них привычку к здоровому образу жизни;
- способствовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;
- обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни предполагают :
- содействие полноценному физическому развитию детей (обеспечение безопасности жизнедеятельности, соблюдение гигиенических норм и правил; предупреждение детских заболеваний; систематическое проведение оздоровительных мероприятий; формирование гармоничного телосложения и правильной осанки; удовлетворение потребности каждого в двигательной активности; создание атмосферы психологического комфорта; выявление динамики состояния здоровья и физического развития ребенка);
-формирование привычки к здоровому образу жизни (обеспечение рационального режима дня, сбалансированного питания, обязательного дневного сна; реализацию гибкого подхода к организации всех режимных моментов; систематическое проведение закаливания; обучение простейшим гигиеническим и бытовым действиям; расширение знаний об основах безопасности в разных условиях; объединение усилий медико-психологического персонала и родителей для формирования у детей предпосылок к здоровому образу жизни);
-приобщение детей к миру физической культуры (оснащение предметно-развивающей среды в группе, на участке; обогащение двигательного опыта детей разнообразным содержанием упражнений, привлечение их к участию в совместных подвижных играх; обучение правильным способам выполнения основных видов движения; развитие двигательных навыков и качеств, предупреждение детского травматизма; организация ежедневных форм двигательной активности; регулирование интенсивности физической нагрузки).
В программе выделен раздел "Взаимодействие с родителями". В нем подробно раскрывается алгоритм совместной физкультурно-оздоровительной работы дошкольного образовательного учреждения с семьей [59].
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.