Алла Чащина
Особенности формирования предметных действий у детей раннего возраста с двигательной патологией
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Необходимость мер, направленных на преодоление нарушений в развитии детей связана с наличием в стране тревожной демографической ситуации, характеризующейся не только общим снижением рождаемости, но и увеличением доли рождения нездоровых, физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3 % до 26,5% - 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы. Патология развития в перинатальном периоде у ребенком оказывает негативное влияние на состояние многих систем организма, в первую очередь - нервной (Г. В. Яцык).
Публикация «Особенности формирования предметных действий у детей раннего возраста с двигательной патологией» размещена в разделах
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Несмотря на равную вероятность поражения всех отделов нервной системы, при действии патогенных факторов на развивающийся мозг, прежде всего и сильнее всего страдает двигательный анализатор. У детей с перинатальной це-ребральной патологией постепенно, по мере созревания мозга выявляются признаки повреждения или нарушения различных звеньев психического, речевого и двигательного развития. С возрастом при отсутствии адекватной лечебной и коррекционно-педагогической помощи постепенно нарушения развития закрепляются, и может сформироваться более сложная патология, то есть нарушения психического, речевого и двигательного развития детей.
В результате, у детей с двигательной патологией в той или иной степени нарушается овладение всеми двигательными навыками : с трудом и опозданием формируются функции удержания головы, навыки самостоятельного сидения, стояния, ходьбы, манипулятивных, а в дальнейшем и предметных и игровых действий.
Поэтому одним из важнейших условий результативности коррекционно-педагогического воздействия на детей с двигательной патологией в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция на ранних сроках. Ведь возможности компенсации и развития двигательных функций во многом зависит от начала коррекционных и педагогических мероприятий. Наиболее эффективным является такое коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, т. е. в первые три года жизни ребенка (Н. В. Серебрякова, Н. Ю. Борякова).
Особую актуальность, коррекционную и педагогическую значимость приобретает эта проблема в домах ребенка. По данным врачей интернатных учреждений, почти каждый ребенок, попадающий сюда в младенческом и раннем возрасте, имеет поражение ЦНС, сопровождающиеся двигательной патологией разной степени выраженности. Поэтому большая ответственность ложится на плечи не только медицинских работников в решении данных проблем, но и на коррекционных педагогов.
Организация коррекционно-педагогической деятельности начинается с изучения медицинской документации и проведения комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей.
Для эффективности результатов коррекционно-педагогического процесса при формировании предметно-игровых действий специалистами тщательно подбираются и изучаются к методики обследования, приемы и методы работы современных авторов: Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Е. Ф. Архипова, К. Л. Печера, Э. Л. Фрухт,Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, Т. Ю. Моисеева, Г. А. Широкова и т. д.
Проведенные исследования показывают, у детей раннего возраста с двигательной патологией уровень сформированности предметно-игровых действий значительно отличается от уровня сформированности этих действий у нормально развивающихся сверстников.
У большинства детей с двигательными нарушениями к началу раннего возраста оказываются несформированными предпосылки предметных действий : задержка прямохождения, общение со взрослыми носит характер эмоционально-личностный и не переходит на ситуативно-деловое общение, отсутствие первых слов. Действия с предметами лишены ориентировки на свойства предметов и остаются на уровне манипулирования. Дети не выполняют действия по речевой инструкции. Незавершенность этапа овладения манипулятивными действиями сказывается на самих предметных действиях. У детей отмечается явный разрыв между действием и словом. Действия часто бывают недостаточно осознанными. Связь между действие и словом затруднена
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-педагогическая работа должна строиться дифференцированно.
Для каждого ребенка нужно составить индивидуальную комплексную программу, включающую перспективный план работы и конкретные коррекционные задачи на ближайшее время. Все занятия должны носить комбинированный характер, состоять из нескольких частей, каждая из которых посвящена решению определенной задачи и предусматривает новый вид деятельности. Одновременно нужно решать развивающие и коррекционные задачи. Постепенно содержание занятий расширяется и усложняется.
Коррекционная работа по формированию предметных действий у детей раннего возраста с двигательной патологией включается в систему коррекционно-педагогического обучения и осуществляется в форме индивидуальных занятий с детьми.
В ходе коррекционной работы учитывались этапы становления моторики кистей и пальцев рук в онтогенезе: развитие опорной функции на раскрытые кисти, осуществление произвольного захвата предметов кистью, отпускание предмета, включение пальцевого захвата, противопоставление пальцев, постепенно усложняющиеся манипуляции, дифференцированные изолированные движения пальцев рук. При этом использовась: мануальный и щеточный массаж пальцев и кистей, потряхивание рук (по методике Фелпса, пассивные и активные упражнения.
Обучение проводится путем формирования у них основных способов усвоения опыта, выполнения действий, ранее усвоенные по показу и с опорой на образец взрослого.
Коррекционная работа по формированию предметных действий у ребенка раннего возраста с двигательной патологией проводится по следующим направлениям:
-формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий;
- формирование у ребенка ориентировки на оценку взрослым своих действий;
-развитие у ребенка функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
- формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами;
-формирование соотносящих действий;
- формирование орудийных действий.
Наиболее эффективными приемами и методами в работе с детьми являются следующие:
-одновременное начало обучения детей вербальным и вербальным средствам общения с использованием мимики. взгляда, поз, жестов;
-выполнение совместных действий;
-показ образца действия;
-четкая и краткая инструкция взрослого;
-похвала ребенка;
-включение сюрпризных моментов, элементов новизны;
-подхватывание встречных действий ребенка;
-побуждение ребенка манипулировать различными предметами по-разному, ориентируясь на их свойства;
-частая смена видов деятельности;
-повторение пройденного материала;
-усложнение способов действия со знакомыми предметами;
-перенос полученных знаний на другой предмет или ситуацию.
Необходимым условием для поэтапного формирования предметных и игровых действий является выработка у ребенка следующих действий руки - хватание, неспецифические и специфические манипуляции, предметные и игровые действия.
При развитии специфических манипуляций у детей с двигательной патологией важными условиями развития являются: сжимание и разжимание резиновых игрушек, размахивание звенящими погремушками, раскачивание подвешенных игрушек, катание, бросание мячей или шаров. При формировании предметных действий использовались - пирамидки, кубики-вкладыши, матрешки, куклы, расческа, ложка, дудочка, молоток, барабан и т. д. Детей обучали снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать крышкой коробки или кастрюли, стучать молотком, бить по барабану, дуть в дудочку, катить и бросать мяч, открывать и закрывать части складной матрешки и т. д. В процессе проведения режимных моментов дети знакомились с функциональным назначением таких предметов, как ложка, чашка, тарелка и т. д.
При формировании процессуальных и предметно-игровых действий используются набор игрушек - кукла, мяч, кошка, собака, мишка, игрушечная посуда (чашка, тарелка, ложка, кастрюля, крышка, мебель (кровать стул, стол, машинки; набор строительного материала (кубики, крыши, бруски).
В процессе проведения ежедневных занятий педагоги должны выполнять процессуальные и предметно-игровые действия с различными игрушками, пытаясь эмоционально вовлечь ребенка в деятельность. Давая ребенку в руки куклу, предлагают покормить ее, причесать, раздеть, уложить спать. Для создания игровой ситуации взрослые прибегают к выразительным
жестам: прикладывали палец к губам, когда кукла «спала»; грозили ей, если она «плохо ела». Из набора строительных материалов (кубиков, брусков, крыш) взрослые могут продемонстрировать образец построения: «башни», «домика», «дороги», предлагая ребенку принять участие в строительстве и т. д.
Своевременная организация реабилитации и коррекции с учетом двигательных возможностей ребенка, характера и степени тяжести нарушений функционирования различных систем организма, в особенности центральной нервной системы и костно-мышечной, обеспечивает правильную оценку абилитационного потенциала ребенка и выбор методов коррекционно-педагогического воздействия для формирования предметных и игровых действий в онтогенетической последовательности, а также коррекции патологических двигательных стереотипов.
Личностно-ориентированный и дифференцированный подход к определению содержания индивидуальной программы реабилитации и педагогической коррекции, основанный на онтогенетической последовательности формирования движений позволяет на любом этапе возрастного развития ребенка подобрать оптимальный комплекс методов и приемов коррекционно-педагогического на формирование предметных действий у детей раннего возраста с двигательной патологией.