Получи документы

Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте

Марина Ксения
Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». А. П. Чехов утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин, всяческого осуждения в «приличном обществе».

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Конечно того, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению своего здоровья.

Публикация «Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Сегодняшняя ситуация по организации населения питанием осложнена появлением на продуктовых рынках страны некачественной продукции с различными добавками синтетического происхождения, геномодифицированной продукции и связанной с ней широкой рекламной компанией.

Употребление продуктов синтетического происхождения часто вызывает пищевую аллергию, бронхиальную астму, дерматиты и кишечные расстройства.

На фоне небывалого роста «болезней цивилизации», для того, что бы быть здоровым необходимо научиться правильно питаться.

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, педагогов и психологов.

А. С. Алексеева утверждает, в детском возрасте формируется стереотип от правильной организации питания в детском возрасте, во многом зависит состояние здоровья взрослого человека.

О. А. Моталыгина считает, что ребенок 6-7 лет может и должен самостоятельно оценивать свое питание, если взрослые ему помогут.

В целях преумножения и сохранения здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него определенных знаний в области питания.

Много лет, работая в специализированном детском саду с детьми, страдающими пищевой аллергией, огромное значение придаем организации лечебного питания.

Задача нашего сада направлена на разработку специальных диет и рекомендаций по лечебному питанию, как в стенах детского сада, так и вне него.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.

Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни.

Цель нашей работы:

Формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа.

Задачи:

Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания.

Сформировать знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно.

Дать знания о безопасном питании, то есть сформировать осторожное отношение к несвежим и незнакомым продуктам.

Закрепить навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи.

Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность.

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию.

Для реализации поставленной цели нами была выбрана программа «Разговор о правильном питании», разработанная, специалистами института воспитательной физиологии. Эта программа помогла познакомить детей с основами рационального питания, как составной части образа жизни, в доступной для детей форме обучить детей навыкам и принципам правильного питания.

В основе правильного питания лежат 5 принципов. Наша работа заключается в том, чтобы ребенок освоил эти принципы.

Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие.

Регулярность – то есть режим питания.

Уже в дошкольном возрасте можно научить ребенка самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Питание по часам важно в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей 6-7 лет, так как происходит активный рост и созревание организма. У ребенка должно быть сформирование представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтра, обед, полдник и ужин.

Разнообразие – задача педагогов и родителей сформировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Надо помочь понять, что вкусная, не всегда полезная еда.

Адекватность – это восполнение энерго затрат организма. У детей необходимо сформировать представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно.

Безопасность – безопасность питания обеспечивают 3 условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

Ребенку необходимо знать, если есть сомнения в свежести продуктов, то есть его нельзя. Такое же отношение необходимо сформировать и к незнакомым продуктам, так как новые незнакомы для нашей культуры питания продукты могут содержать опасные для здоровья аллергены. А знакомство с незнакомыми продуктами должно только в присутствии взрослого.

Удовольствие – прием пищи должен проходить в теплой, уютной атмосфере, за красиво сервированным столом.

Во время приема пищи необходимо обратить внимание на то, как пища вкусно приготовлена, насколько она разнообразна, обсудить достоинства блюд. Научить детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду.

Система работы с детьми предполагает различные формы формирования представлений о правильном питании. Основными формами работы являются занятия, игры, досуги, развлечения.

Поставленные задачи реализовывали через специальные познавательные занятия и свободную деятельность. В основной деятельности знакомили с правилами и принципами питания через различные игры. В свободной деятельности – играх, продуктивной деятельности закрепляли навыки и умения, полученные на занятии.

В организации занятий большое внимание уделяли игровым приемам. В гости к детям приходили герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Айболит, кот Матроски, Неболейка, Хворайка, Кормилица, Незнайка.

Эти персонажи обращались к ребятам за помощью или просили научить тому, чего не знают. Обычно занятия старались превратить в увлекательное путешествие или в чудесную мастерскую. Дети становились исследователями, следопытами, поварами, технологами.

На занятиях старались затронуть все стороны и принципы правильного питания.

Темы занятий взяты из программы «Разговор о правильном питании».

Темы занятий:

Если хочешь быть здоровым.

Из чего варят каши и как сделать каши вкусными.

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Самые полезные продукты.

На вкус и цвет товарищей нет.

Как правильно накрыть на стол.

Как правильно вести себя за столом.

Кулинарное путешествие.

Мой режим питания в школе.

В процессе поиска ответов на проблемные вопросы закрепляли навыки рационального питания, этику и эстетику питания, научились составлять несложный свой дневной рацион.

Формирование культуры питания располагает и знакомство ребенка с народными традициями и обычаями народной кухни. На занятиях при знакомстве с русской и татарской кухней познакомили с особенностями и традициями народной кухни. Разнообразие игр помогло нам объяснить преимущества народной кухни, и даже увидели некоторую схожесть – «тыквенные каши». Наши мамы постарались и испекли даже пироги с тыквой. Русский пирог – «пирог с тыквой». Татарский пирог – «губадья с тыквой». Дети с достоинством оценили – попробовав блюда из тыквы.

Приобщение ребенка к культуре своего народа обеспечивает прочное усвоение традиций в области питания.

Широко использовали различные игровые методики – ролевые игры, дидактические, ситуационные, кулинарные, сенсорные, словесные и другие игры.

Игра – это наиболее действенный для дошкольника способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Правила наших игр были особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Например: нарисовать улыбку, если без напоминания вымыл руки. Организовывали различные конкурсы – например «конкурс на самую необычную кашу», где детям предлагалось украсить свое блюдо фруктами и овощами, или «конкурс знатоков фруктов и овощей», где детям предлагалось описать не только внешний вид, но и вкусовые качества продукта.

Широко использовали кулинарные и сенсорные игры: например «приготовь овощной или фруктовый салат», «варим компот», «угадай по вкусу», «угадай по запаху». Эти игры знакомили детей с процессом приготовления блюд, помогали оценить полезность продукта, вызывали вкусовой интерес к блюдам.

Не обошли стороной опытно-исследовательскую деятельность. Этот вид деятельности развивает у детей инициативу, творчество, побуждает использовать полученные впечатления для решения новых ситуаций. Вместе с детьми приготовили сок из фруктов, творог из кефира и другие. Организовывали акцию «полезные продукты» по ходу, которой дети рекламировали полезный продукт, делали зарисовки. Дети не только закрепляли свои знания, но и распространяли свой опыт среди близких родственников. Эта акция получила большую поддержку среди родителей.

В сюжетно-ролевых играх предлагались различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, в составлении своего дневного рациона.

Встречаем гостей.

Составим меню для сказочного героя.

Организовывали игры соревновательного характера, где предполагалось взаимодействие всех участников:

Кто быстрее соберет овощи для салата;

Сварим варенье;

Сварим компот;

Сварим суп и другие игры.

В сюжетно-ролевых играх дети отражали свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициям в области питания.

Успешное формирование представлений о правильном питании во многом зависит от целенаправленной работы ДОУ и семьи. Многие родители в силу своей занятости, отдают предпочтение продуктам быстрого приготовления: полноценные обеды и ужины они заменяют бутербродами и пиццей.

Многие родители недостаточно хорошо владеют знаниями в области питания. Наши родители не имели ни малейшего представления о диетическом питании. Потому одной из важнейших задач, которая стояла или стоит перед нами – это эффективное взаимодействие с родителями.

Первый шаг на этом пути – сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области.

Второй шаг – убедить родителей в практической пользе воспитательной работы проводимой детским садом.

И третий шаг – не допускать неуважительного отношения к традициям в семье.

Мы разработали и провели разные формы работы с родителями.

Тематика родительских собраний разнообразна.

Родительские собрания

«Здоровое питание больных аллергией»;

«Витамины в рационе питания вашего ребенка»;

«Организация (правильного) питания будущих школьников».

Круглый стол

Как сохранить здоровье ребенка.

Консультации специалистов

«Организация здорового питания в ДОУ»;

«Организация здорового питания в семье»;

«Человек есть то, что он ест»;

«Наша пища должна быть целебным средством»;

«Соки в питании детей».

Информационные папки

Кислое, сладкое, соленое;

Жирное в питании детей;

Потребность детского организма в витаминах;

Полноценное питание вашего ребенка.

Консультации педагогов

Закаливание пищей;

Природные витамины;

Чем полезны кисломолочные продукты.

Просмотр обучающих фильмов, слайдов

Организация питания в выходные дни;

Пищевой рацион детей старшего дошкольного возраста;

Режим питания будущего школьника.

Выставки

Питаемся правильно;

Выставка блюд, для детей страдающих аллергией.

Конкурсы

Лучшее витаминное семейное блюдо.

Викторины

Знатоки полезных продуктов;

Режим ребенка дошкольника;

Рацион будущих школьников.

Просмотр занятий

Верные друзья овощей и фруктов – витамины.

Тренинги

Эстетика питания;

Этика питания.

Наш опыт работы показал, что

- у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме на 50%, у них улучшился аппетит;

- у большинства детей хорошо сформировались основные навыки личной гигиены, в том числе и связанные с питанием, дети стали меньше болеть;

- сформировалось представление о важности соблюдения режима питания, как одной из необходимых условий правильного питания;

- у детей сформировались знания о безопасности питания.

Большинство родителей отметили, что проведенная нами работа по формированию основ правильного и здорового питания, оказало влияние на организацию правильного питания в семье.

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрастеЧтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте Художественная литература обогащает речь, развивает интеллект, прививает интерес к книге и чтению. Воспитательное и познавательное значение.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Игра-викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группыИгра-викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группы Игра - викторина «Юные знатоки правильного питания» для детей подготовительной группы Подготовил: Перелетова И. В., воспитатель. Цель: Формировать.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Конструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрастеКонструирование из строительного материала в старшем дошкольном возрасте Самостоятельная игровая деятельность «Творим и мастерим» Конструирование в дошкольном возрасте полностью отвечает интересам детей, их.

Консультация для родителей «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер основополагающей, единой и поддерживаемой.

Лего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игрЛего-конструирование в старшем дошкольном возрасте. Картотека игр В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Конспект занятия «Путешествие в страну Правильного питания» для старшей группы Путешествие в страну «Правильного питания» для старшей группы Задачи: Обучающие: Рассказать детям о продуктах питания и их значении для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 14:26
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ксения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД