Юлия Русяева
Особенности формирования образных средств языка дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из важнейших проблем педагогической науки является создание условий для формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи способности к овладению образными средствами языка, как необходимой предпосылки в дальнейшем успешного обучения в школе и гармоничного развития и социализации личности в целом.
Образность языка и речи определяется целым рядом условий: тренировкой речевых навыков, направленностью на понимание выразительных возможностей языка, развитием специальной речевой интенции, накоплением опыта использования языковых средств, развитием когнитивных аспектов семантики языковых единиц (Л. С. Выготский, Н. В. Гавриш, А. В. Запорожец и др.).
Публикация «Особенности формирования образных средств языка дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Известно, что несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы дошкольников с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение. Данные недостатки в речевой системе приводят к обеднению экспрессивной лексики у детей и создают затруднения в овладении средствами выразительности связного высказывания, какими являются эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы.
Согласно исследованиям Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской и др. для дошкольников с общим недоразвитием речи характерно: расхождение объема пассивного и активного словарного запаса, снижение возможностей актуализации лексических единиц и смысловых связей между ними, ограниченность понимания слов с переносным значением. У детей отмечаются трудности овладения семантикой лексических единиц, недостаточное использование стратегий идентификации значения слова, ограничение объема семантических полей.
Дошкольникам с общим недоразвитием речи свойственны ослабление и нарушение коммуникативных отношений речи к неречевым структурам. Ослабление или отсутствие таких коммуникативных качеств речи, как выразительность и образность тесно связаны с несформированностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста творческого отношения к слову, которое предполагает развитие способности чувствовать яркость и красоту слова, воспринимать настроения и эмоции автора, отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания, создавать тексты на определенную тему.
В связи с этим возникает необходимость разработки методической системы, направленной на формирование у дошкольников с общим недоразвитием речи творческого отношения к слову, то есть умения определять, использовать и создавать образные средства языка.
Огромным потенциалом для формирования образных средств языка дошкольников с общим недоразвитием речи обладают произведения художественной литературы. Работа над образной и выразительной речью на таком материале поможет в дальнейшем при ознакомлении с другими жанрами воспринимать не только содержание, но и художественную форму произведений, а также составлять связные высказывания на тему любого произведения.
Кроме образных средств выразительные возможности усиливаются актуализации семантики слов, которыми богаты художественные произведения. Дети учатся применять слова и соотносить их с конкретными предметами и вещами, действиями и состояниями, признаками и качествами, чувствами и представлениями. Это также необходимо для формирования умения ассоциировать и мыслить образно.
Важнейшей особенностью речевого творчества дошкольника с общим недоразвитием речи является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов исследователи, прежде всего, видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в собственную устную и письменную речь.
Важнейшими источниками формирования образных средств языка являются также произведения устного народного творчества, в том числе малых фольклорных форм. С их помощью у детей с самого раннего возраста развивается интерес и любовь к художественному литературному творчеству. Со временем задача усложняется, когда дети знакомятся с произведениями различных жанров. Посредством этого у дошкольников с общим недоразвитием речи формируется стойкая способность замечать и понимать образные средства языка и за счет того, что они учатся определять и мотивировать свое отношение к героям различных произведений формируются нравственные критерии оценки.
Кроме того, с целью обогащения речи дошкольников с общим недоразвитие речи выразительными средствами их учат выразительно читать стихи и пересказывать литературные тексты с условием соблюдения смысловой паузы, интонации, соответствующей характеру произведения и переживаниям героев.
Таким образом, художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению, а также способствует формированию образных средств языка и его выразительности у дошкольников с общим недоразвитием речи.