Елизавета Монахова
Особенности физического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
С точки зрения спортивного отбора, спортивной ориентации, планирование тренировочного процесса, выбора средств и методов тренировки представляют интерес физиологические особенности растущего организма практически уже с 4 лет, но особенно с 7 лет, т. е. с начала школьного возраста.
В педиатрии принята следующая возрастная периодизация с учетом «узловых» лет, когда меняются темпы роста и развития : до 1 года – грудной возраст, с 1 года до 3 лет раннее детство, с 4 до 7 лет – период первого детства, с 7 до 11 лет (девочки) и с 8 до 12 лет (мальчики) – период второго детства, с 12 до 15 лет (девочки) и с 13 до 16 лет (мальчики) подростковый возраст и с 16 лет (девочки) и с 17 лет (мальчики) – юношеский возраст (7).
Публикация «Особенности физического развития детей» размещена в разделах
В медицинской и педагогической практике удобно пользоваться несколько иной возрастной периодизацией : с 4 до 7 лет – дошкольный возраст, с 7 до 11лет – младший школьный возраст (период отрочества, с 12 до 15 лет средний, с 16 до 18 лет –старший школьный возраст.
Физическое развитие – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственным факторам, условиям жизни и специфическими влияниями занятий юных спортсменов оказывают помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, углубленной специализации и прогнозирование роста спортивных результатов.
Длина тела в период с 4 до 20 лет увеличивается неравномерно отмечаются периоды минимального и максимального роста. Минимальный рост длины тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 у мальчиков. Почти до 10 лет девочки несколько уступают в длине тела мальчикам (2).
Максимальная интенсивность увеличения длины тела у девочек наблюдается в период от 4 до 6,5 лет и с 8,5 до 12 лет.
Увеличение длины нижних конечностей соответствует по характеру увеличения длины тела, однако снижение темпа их прироста происходит более равномерно, чем снижение темпа прироста длины тела и длины верхних конечностей. До 10 лет длина ног больше у мальчиков, а с 10 до 14,5 лет – больше у девочек в среднем на 2 см, затем длина ног у мальчиков опережает длину ног у девочек.
Наиболее интенсивный прирост массы тела отмечается у девочек в период между 4 – 5 и 10 – 11 годами, а у мальчиков между 4 – 5 и 12 – 15 годами. До 11 лет масса тела у мальчиков больше, чем у девочек.
Форма грудной клетки у детей, длина и обхват груди существенно сказываются на особенностях их телосложения. Уже к 12 – 13 годам форма грудной клетки напоминает таковую у взрослых и отличается от последней лишь размерами (11).
Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно. При этом абсолютная величина окружности у мальчиков всегда больше, чем у девочек, за исключением детей 13 – 15-летнего возраста.
Увеличение поперечного и переднезаднего диаметров грудной клетки происходи неравномерно.
Окостенение скелета у детей происходит неравномерно: к 9- 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12 – 13 годам – запястья и пястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно. К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются.
Скелет детей отличается значительным количеством, чрезмерно подвижными суставами, легко растягивающимся связочным аппаратом. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизны, к 12 – поясничная, позвоночник наиболее подвижен до 8 – 9-летнего возраста. Отсюда не редки случаи, когда у младших школьников наблюдаются разнообразные нарушения осанки и деформация позвоночника. Изменению осанки способствуют нарушения гигиенических условий (в школе, дома, при занятиях спортом) (24).
В младшем школьном возрасте мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. С возрастом сила мышц увеличивается не равномерно. Неравномерность роста силы в онтогенезе, замедление и ускорение увеличение силы связано с увеличением количества мышечных волокон, с изменением соотношения мышечного и соединительно-тканного компонентов, с увеличением физиологического и анатомического поперечников, изменениям микроструктуры и химического состава мышц.
Заметно перестраивается и нервный аппарат мышц. Важно, что интенсивность изменений кровоснабжения иннервации мышц больше выражена в тех мышцах, которые раньше начинают функционировать и испытывать большую нагрузку (9).
Быстрыми темпами развивается мышечная система в пубертатном периоде. К 14 – 15 годам развитие суставно-связочного аппарата мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигает высокого уровня. В этом периоде мышцы растут особенно интенсивно. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27 % массы тела, у 12 – летнего около 29%, то у подростка 15 лет - около 33 %. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11 – 12 лет, а у мальчиков в 13 – 14 лет. К 14 – 15 голам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от свойств мышц взрослых людей.
Одним из самых изменчивых морфологических параметров человеческого организма является состав тела (7).
У детей (практически одинаково у девочек и мальчиков) первые 5 лет происходит абсолютное увеличение подкожно-жирового слоя. С 5 до 10 лет у девочек жировая складка уменьшается более отчетливо, чем у мальчиков. После 10 лет отмечается интенсивное увеличение подкожного жира, которое начинается раньше у девочек и протекает более энергично.
Между общим и подкожным жиром в организме существует статически достоверная связь.