Папки-передвижки

Особенности физического образования дошкольников по учению п. ф. Лесгафта

Екатерина Червенко
Особенности физического образования дошкольников по учению п. ф. Лесгафта
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности физического образования дошкольников поучению п. ф. Лесгафта

и применение его идей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Физическое образование детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности, так как основные личностные качества складываются именно в этот период жизни и во многом определяют последующее развитие ребенка.

Публикация «Особенности физического образования дошкольников по учению п, ф, Лесгафта» размещена в разделах

Правильно организованная система физического развития и образования крайне важна для полноценного развития растущего организма. Основоположником развития физического образования в России стал знаменитый учёный-биолог, палеонтолог и антрополог, педагог П. Ф. Лесгафт. Целенаправленное сохранение и формирование здоровья детей в сложных современных условиях с учетом современных и традиционных подходов одна из стратегий Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

В статье рассматриваются возможности применения идей П. Ф. Лесгафта в современной практике дошкольной образовательной организации.

Physical education of children of preschool age - one of current problems of the present as the main personal qualities develop during this period of life and in many respects define the subsequent development of the child.

Correctly organized system of physical development and education is extremely important for full development of the growing organism. The famous scientist-biologist, the paleontologist and the anthropologist, the teacher P.F. Lesgaft became the founder of development of physical education in Russia. Purposeful preservation and formation of health of children in difficult modern conditions taking into account modern and traditional approaches one of the strategy of the Federal State Educational Standard of preschool education (further – FGOS TO).

In article the possibilities of use of the ideas of P.F. Lesgaft in modern practice of the preschool educational organization are considered.

Ключевые слова: физическое образование, физическое развитие дошкольников, идеи П. Ф. Лесгафта, движения, образ по слову.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО уделяется большое внимание развитию моральных, интеллектуальных, нравственных, личностных, индивидуальных качеств, а также подчеркивается немаловажное значение физического воспитания детей-дошкольников [2,3]. Все это обуславливает актуальность изучения вопроса о физическом образовании дошкольников на современном этапе. Изучением данного вопроса занимались многие ученые : П. Ф. Лесгафт свою педагогическую деятельность посвятил физическому воспитанию детей, В. И Столярова - физическому развитию, Н. М. Шелованов – оздоровлению, Т. И. Осокина проблеме физического развития дошкольника.

В современной трактовке в ФГОС ДО физическое образование рассматривается следующим образом : приобретение навыков в следующих видах деятельности детей: двигательная активность, развитие координации, гибкости, ходьба, бег, развитие крупной и мелкой моторики рук, прыжки. Анализ изученной литературы привел нас к мысли о том, что все новое развивается на традициях педагогов классиков.

Что касается вопроса о физическом образование необходимо обратиться к учениям П. Ф Лесгафта. Именно он стал первооткрывателем в изучении вопроса о физическом образовании. Им было создано учение о физическом воспитании. В процессе исследования проблемы он дал наиболее полное определение понятия «физическое образование». Суть его состоит в том, чтобы научиться "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, иначе говоря, приучаться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно проводить наибольшую физическую работу"[1]. Данная трактовка понятия «физического образования» вполне может иметь место в условиях современной дошкольной образовательной организации. Так как современное общество, которое развивается большими экономическими темпами, требует от своего гражданина выполнение максимально возможного за более короткий промежуток времени для удовлетворения своих потребностей. Дошкольный возраст является основополагающим в развитие будущего гражданина. Это находит свое отражение в определение сути физического образования по П. Ф. Лесгафту.

Опираясь на глубокие знания в области физиологии, анатомии, психологии П. Ф. Лесгафт создал свою уникальную систему физического образования. Основополагающими принципами, которой служат следующие положения:

- Физическое образование должно находиться в непосредственной связи с интеллектуальным.

- Обучение должно проводиться ясно, четко, понятно по сказанному требованию или письменному поручению.

- Физическое образование должно осуществляться педагогом получившим специальное образование.

Укрепление и охрана здоровья, совершенствование функций всего организма ребенка и его развитие являются неотъемлемой частью работы педагога в современной дошкольной образовательной организации. Свои теоретические выводы мы проверили на практике. Изучение опыта физического образования дошкольников и его описание было предметом нашего интереса. В статье проводится анализ практической работы воспитателей Соловьяновой О. В., Димитровой О. А. по формированию физического образования дошкольников группы №4 детского сада №33 «Снежанка» Старооскольского городского округа Белгородской области.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств, воспитатели группы № 4 «Улыбка» детского сада №33 «Снежанка» проводит с детьми утреннюю зарядку. В течение дня в перерывах между непосредственной образовательной деятельностью используются игры пантомимы. Сами воспитатели не сидят на месте, а также активно вовлекаются в эти игры, тем самым стимулируют еще больший интерес дошкольников. Во время прогулки организуются подвижные игры на свежем воздухе. В зимнее время года строят снежные горки, а затем катаются на них. Инструктор, по физической культуре проводя занятия на улице, предлагает детям занятья лыжной гонкой. Дети с большим удовольствием принимают участие в различных состязательных играх. Неоценимый вклад на физическое развитие детей оказывают подвижные игры: «У медведя во бору», «Обыкновенные жмурки», «Краски», «Горелки», «Столбики». Подвижные игры благотворно влияют на физическое развитие дошкольников. Формируется ловкость, гибкость, выносливость, стрессоустойчивость, что немаловажно при формирование бедующего гражданина. Так, например, играя в игру «Столбики» развиваются не только физические навыки, но и упражняется интеллект, ведь для того чтобы быстро передвигаться от одного столбика к другому необходимо выработать определенную тактику.

Ведется, активна работа с родителями, проводятся совместные мероприятия спортивного характера: «День здоровья семьи», «Мой папа - чемпион», «Спортивная семья – здоровый я». Такого рода мероприятия сближают семьи, все участники этих мероприятий получают большой запас положительных эмоций, что в свою очередь благотворно влияет на здоровье детей.

В групповом помещение оформлен спортивный уголок «Спортивная жизнь группы», где размещается вся необходимая информация по физическому развитию и укреплению здоровья детей. Также в уголке размещены фотографии о различных спартакиадах, соревнованиях. Педагогами разрабатываются методические рекомендации и памятки для родителей по физическому образованию : «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»; «Гимнастика для глаз» «Закаливание» и др.

Итак, анализ практической работы воспитателей Соловьяновой О. В., Димитровой О. А. по формированию физического образования дошкольников группы №4 детского сада №33 «Снежанка» позволяет сделать следующие выводы:

1. Педагоги принимают активное участие в формировании физического образования наряду с инструктором по физической культуре.

2. Родители становятся непосредственными участниками физического образования, принимая участие в спортивных состязаниях.

3. Педагоги при обучении, каким-либо физическим действиям в основном используют наглядный метод.

4. Идеи П. Ф. Лесгафта в физическом образовании детей не используются.

Воспитателям были даны рекомендации по использованию идей П. Ф. Лесгафта, в основе которых использование метода обучения «по слову»

Базис системы П. Ф. Лесгафта может быть охарактеризован девизом: «Ничего лишнего, так как истинное образование должно вести именно к тому, чтобы устранить в человеке ложное, бесполезное, грубое». Использование этого девиза педагогом современной дошкольной образовательной организации с учетом требования ФГОС ДО способствует решению проблемы между необходимостью адаптации нового содержания образовательных программ и традиционными подходами в реализации физического образования.

Таким образом, проведенный анализ дает возможность сделать следующий вывод: современные педагоги в своей практике по физическому образованию не обращаются к идеям П. Ф. Лесгафта, тем самым не обогащают процесс физического образования разносторонними подходами к реализации целей и задач физического образования дошкольников. Применение учения П. Ф. Лесгафта обогатит значительно педагогику физического воспитания дошкольников, позволит современным педагогам организовать процесс формировании будущего здорового, сильного, высокоинтеллектуального гражданина.

Библиографический список:

1. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта», 11(153) – 2017 год

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.

Публикации по теме:

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению»Консультация для педагогов «Воспитание положительного отношения у дошкольников к учению» В жизни старшего дошкольника большое место занимают различные занятия. В детском саду они организуются педагогом. На занятиях дети приобретают.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Проведение физкультурных досугов и развлечений — эффективные формы физического развития и активного отдыха дошкольников Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Социальные особенности общения дошкольниковСоциальные особенности общения дошкольников Главным условием успешной социализации ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются навыки общественного поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности физического образования дошкольников по учению п. ф. Лесгафта
Опубликовано: 11 декабря 2022 в 17:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности физического образования дошкольников по учению п. ф. Лесгафта» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Червенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД