Тамара Левочкина
Особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности детско-родительских отношений и
их влияние на развитие личности ребенка
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителям и много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
Публикация «Особенности детско-родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка» размещена в разделах
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» .
По мнению В. Сатира, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого члена» .
В социологии семья рассматривается как первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека, основной фактор в социализации, социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе, социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли, общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи
(И. М. Балинский, А. И. Захаров, И. А. Сихорский и другие, семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребенка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Е. М. Вроно, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка, под которыми подразумеваются гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях (не требовать не возможного); оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания.
Так, автократический тип характеризуется тем, что все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители. Авторитетный, но демократический - тем, что решения принимаются родителями совместно с детьми. Либеральный - тем, что при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком. Хаотический стиль предполагает непоследовательное управление: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А. С.
Макаренко, А. В. Петровского, А. И. Захарова, А. Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат. Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Г. М. Андреева, можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А. Я. Варга и В. В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие исследователи как А. В. Петровский, А. И. Захаров, И. М. Балинский, В. Н. Мясищев, Р. А. Зачепицкий и другие. В. Н. Дружинин считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях.
Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются : внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П. Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребё нка:
1. Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2. Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3. Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4. Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5. Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально не зрелыми.
6. Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.
А. С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество. В своих исследованиях С. В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений : антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. Е. М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей. А. В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество. Изучив выделенные С. В. Ковалёвым, А. В. Петровским, Е. М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат – систематическое подавление инициативы другого.
Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: взрослых, и детей.
Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза.
О. Л. Зверева выделяет роли ребёнка в семье, определё нные для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка».
В своих исследованиях А. Я. Варга и В. В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений :
1. «Принятие – отвержение». Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, не приспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2. «Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
3. «Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
5. «Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Е. О. Смирнова и М. В. Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях : безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе, в любви и привязанности. Потребность в родительской любви - одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребенок любого возраста. Материнская и отцовская любовь являются составляющими частями целостного феномена родительской любви. Влияние родителей, а чаще матери на психическое развитие ребенка пристально изучается с 20-ых г. г. ХХ века. Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение к ребенку представляет собой культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. «Есть только одна страсть, - писал Э. Фромм, которая удовлетворяет потребность человека в его единстве с миром и в обретении при этом чувства целостности и индивидуальности, - это любовь. Любовь - единство с кем-то или чем-то вне себя самого при условии сохранения отделенности целостности собственного я» .
Продуктивная любовь всегда включает в себя комплекс отношений : заботы, ответственности, уважения и знания. Обеспечить весь комплекс отношений и удовлетворение потребности в любви в первые годы жизни ребенка способен только родитель. З. Фрейд подчеркивал абсолютное непреложное влияние родителей в раннем детстве на последующее развитие личности. А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты; страстное стремление к контакту и близости. Такие люди личностно не зрелы. "Чадолюбием" Л. Б. Шнейдер определяет родительскую любовь, как результат освоения человеком положительного отношения к детям. А. С. Спиваковская определяет родительскую любовь как источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержки телесного и душевного здоровья. И. Э. Плотиенс говорит о том, что родительская любовь сложна, изменчива и противоречива. В ней нет абсолютной нормы, как и нет нормы-идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка.
Динамика родительской любви имеет свое объективное проявление. Под проявлением понимается совершение, обнаружение каких-либо качеств и свойств. Одним из таких проявлений является сила родительской любви. Любовь родителей заключает в себе определенный смысл для человека. Смысл родительской любви возникает в сознании человека, благодаря любви. Значение родительской любви для человека есть только одна из зон того смысла, который она приобретает в контексте какой-либо жизненной ситуации или события.
В рамках объяснения, родительской любви, возникает основное понятие "родительский инстинкт". "Родительский инстинкт" - это совокупность сложных врожденных реакций, предопределяющих целесообразное поведение организма во внешней среде. Таким образом, родительскую любовь можно рассматривать, как природную особенность родителей, для которых характерен "родительский инстинкт", включающий в себя "половой инстинкт" (половое влечение) - в живой природе имеет единственную цель - самопроизводство и размножение.
"Материнский инстинкт" является основополагающим и направлен на вынашивание потомства и заботу о нем и "инстинкт отцовства" предполагает его поведение, в частности, защиту жены и детей.
К социальным детерминантам развития и проявления родительской любви Л. Б. Шнейдер также относит "родительский инстинкт", который объясняется продолжением рода. Также к ним относят социокультурное развитие общества и детский опыт человека, приобретенный в процессе взаимодействия со своими родителями. К такому развитию относят, введенный в социальную функцию А. Бандурой и используемый в рамках культурно-исторического подхода Л. С. Выготского социализацию, как одну из форм "окультуривания" - это аккумулирование личностью в процессе жизни и деятельности опыта социального развития и поведения, накопленного человечеством и передаваемого через посредство воспитания и обучения, ролевого освоения окружающего мира и общества. А. С. Спиваковская описала восемь типов родительской любви: действенная любовь; отстраненная любовь; действенная жалость; снисходительное; отвержение; презрение; преследование; отказ. В основу данной типологии легло выделение детско-родительских отношений. Таким образом, можно сказать, что родительская любовь представляет собой процесс персонализации личности ребенка в личности родителя, опосредующая детско-родительское отношение и оказывающая влияние как на личность родителя, так и ребенка.
Д. И. Фельдштейн говорит о том, что каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям.
Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.
Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года - до того момента, когда ребенок начинает говорить "нет". У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д. с потребностями малыша.
Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что они, и их дети не всегда соответствуют созданному или идеальному образу.
Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверить и пересмотреть многие из своих устоявшихся взглядов.
Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.
Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.
Используя теорию отношений В. Н. Мясищева, выделенные уровни развития родительской любви путем анализа и синтеза стали нести более конкретную смысловую нагрузку. Биологическая (физиологическая) связь между родителем и ребенком, которая имеет внешние факторы (жизненное пространство) и внутренние ( индивидуальное свойство родителя: пол, возраст, темперамент, задатки).
Социальная (социокультурное развитие общества, детский опыт, в котором реализуется родительская любовь, - это условие развития и бытия человека, которое вводит его в сферу прав и обязанностей.
Овчарова Р. В. выделяет три составляющие родительской любви: эмоциональный компонент (эмоционально-чувственный) : налаживание эмоциональных связей с ребенком, а также способов ориентировок в его переживаниях; включает переживания или осознаваемое "ощущение родительской любви", процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах организма, а также не поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмоционально-чувственному компоненту, происходит аффективная (эмоциональная) пренастройка к активному контакту родителя с ребенком еще до начала взаимодействия с ним (и даже до его рождения). Чувство близости по отношению к ребенку отражает удовлетворенность от реализации материнского инстинкта заботы и реализацию процесса рождения ребенка у женщины, и удовлетворение потребности в продолжение рода и в реализации процесса передачи опыта - у мужчин. Чувство враждебности предполагает, что тесный контакт родителя и ребенка неизбежно приводит к появлению отрицательных переживаний.
Когнитивный компонент (рациональный) : психологической составляющей родительской любви предполагает наличие определенных представлений о том, что такое любовь, каковы ее проявления (способы выражения, а также способность регулировать и контролировать проявление родительской любви. Представления о том, что есть родительская любовь в сознании родителей, отражены в репрезентациях - схемы, включающие не только возможность получения знаний, но и способы их получения. Включает в себя уважение матери и отца, а также ожидания отца и знание матери. Уважение предполагает принятие ребенка таким, какой он есть. Знание - частичная идеализация ребенка, конструктивный взгляд матери, учитывая реальные особенности ребенка и перспективу его развития. Ожидания - запросы, адресованные ребенку для реализации.
Поведенческий компонент: предполагает проявление родительской любви в реакциях, действиях и поступках родителя. Проявляется в ответственности и заботе. Ответственность за жизнь ребенка побуждает родителя к заботе, главным образом, о его физиологических потребностях. Какую доминирующую оценку родительской роли изберет для себя субъект, такая стратегия родительства и будет реализовываться в поведенческой составляющей.
Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовывать и совершенствовать личность отца и матери, обогащать их духовный мир.
Таким образом, семья - это первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека. Именно в семье закладываются основы будущей жизни человека. Зависит это, в том числе и от стиля родительского воспитания, который влияет на развитие детско - родительских отношений и, в конечном счете, на развитие личности ребенка.