Лучший педагог года

Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Агафонова Анна
Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

В каждой семье наступает период, когда ребенка приводят в детский сад. Многие родители переживают и тревожатся за своего ребенка. Посещение детского сада является совершенно новой обстановкой для ребенка, с незнакомыми ему людьми, которых нужно слушаться. Отсутствием любимых игрушек и конечно мамы, которая всегда рядом и спешит на помощь при любых трудностях. Такая новая не знакомая для ребенка среда отражается на его психофизическом состоянии, вызывает страх, тревогу, капризы и истерики малыша. Поэтому очень важно чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил правильно.

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах

В раннем детстве развитие идет максимально быстрыми темпами. Происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей свойственных человеку: осваиваются новые движения и действия с предметами, закладываются основы для психических процессов и личности.

Ведущей деятельностью детей раннего возраста является предметная деятельность. У ребенка ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, в сосредоточенности на действиях с предметами. В процессе сотрудничества со взрослыми ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность.

В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Ребенок чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними. Ребенку так же требуется внимание взрослого, проявление любви и ласки. На данном этапе взрослый выступает как образец для малыша, дети стараются подражать действиям взрослых, но без результативности того или иного действия.

Мышление у ребенка наглядно-действенное увидев какой-либо заинтересовавший его предмет он непременно тянется к нему выполняя действия с ним. Во избежание примитивных действий с предметом, ребенку необходимо показывать, как нужно играть в игрушки: разложить и сложить пирамидку, погрузить и выгрузить кубики в машинку, а также построить башню из кубиков. К двум годам дети могут играть в простые тематические и логические игры с помощью взрослого.

Во второй половине раннего возраста ведущая форма общения ребенка со взрослым остается – ситуативно-деловой. Это общение, протекает на фоне предметной или игровой деятельности и побуждается потребностью в сотрудничестве со взрослым. В то же время в общении ребенка со взрослым происходят существенные изменения, которые связаны с появлением речи. Интенсивное развитие активной и пассивной речи в этот период приводит к тому, что это общение становится не только предметно-действенным, но и речевым. К двум годам ребенок активно овладевает речью, если к году он начинал понимать обращенную к нему речь, то в 2 года уже сам может употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные и говорить фразы, задавать вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами.

Взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности. Сверстник в этом возрасте малоинтересен, т. к. вести совместную игровую деятельность не умеют. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная.

Адаптацию в детском саду необходимо рассматривать как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения психофизического благополучия детей. Для сохранения психологического здоровья всех участников образовательного процесса необходимо правильно организовать комфортные условия и благоприятный психологический климат.

Адаптация (позднелат. Adaptatio) - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды [1, с. 27]. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т. е. развиваться.

По причине того, что возможности приспосабливаться у детей раннего возраста не велики, основной задачей взрослых является помощь в этот период.

В ДОУ осуществляется психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса в период адаптации детей. На начальном этапе педагог-психолог обязательно проводит консультацию для педагогов на тему «Особенности работы воспитателя в период адаптации ребенка к ДОУ», «Степень адаптации ребенка к условиям детского сада» отвечает на интересующие вопросы.

Для родителей проводятся собрания, консультации, первичное анкетирование для изучения индивидуальных особенностей детей. На собраниях психолог рассказывает о особенностях развития детей и какие изменения могут произойти в период адаптации, как протекает адаптационны процесс, какую работу выполняют специалисты ДОУ в период адаптации детей, отвечает на вопросы, интересующие родителей. Родители получают информацию как подготовить ребенка, что бы процесс адаптации протекал более комфортно.

В первую очередь родителям нужно максимально приблизить режим дня с режимом ДОУ. У ребенка, который не высыпается, утром преобладает вялость, истерики и плохое настроение. Родители сами должны быть готовы морально к тому, что малыш идет в детский сад. На подсознательном уровне ребенок считывает все эмоции мамы, поэтому очень важно сохранят спокойствие, не тревожиться. Если родители очень беспокоятся, всегда могут получить помощь психолога ДОУ в качестве беседы или консультации.

Родителей тревожит, что на момент поступления в детский сад в группу раннего развития дети как правило только начинают говорить и не все могут рассказать о происходящем. Поэтому в работе с родителями очень важна обратная связь, педагогу следует рассказывать все что происходит с малышом в период прибывания в детском саду.

В период адаптационного процесса психолог совместно с педагогами ведет наблюдения за детьми на протяжении всего периода адаптации. Заполняется адаптационный лист на каждого ребенка в нем учитываются критерии: сон, аппетит, эмоциональное состояние, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательная и игровая деятельность, реакция на смену ситуации. Так же проводится психолого-педагогическая диагностика в период адаптации, которая делится на три этапа.

Первый этап включает в себя первичную диагностику. Это анкетирование родителей, диагностика общения и предметной деятельности детей.

Второй этап - наблюдение. Воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют листы адаптации. В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации : беспричинный плач, двигательное возбуждение, отсутствие самостоятельной активности, навязчивые движения или действия, вредные привычки, нарушения тактильных контактов со взрослым.

Третий этап — это итоговая диагностика целью является определение уровня адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. За ребенком наблюдают в течении недели через три недели после начала посещения детского сада. После составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

При этом различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода :

- легкая адаптация : поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения детского сада;

- адаптация средней тяжести : сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, наблюдаются признаки психического стресса;

- тяжелая адаптация : длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Именно поэтому необходимо проводить раннюю диагностику адаптированности ребенка к условиям дошкольного учреждения. Она поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ приспособления ребенка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду.

Особое внимание уделяется детям, у которых проявляются признаки дезадаптации, для тог что бы избежать этого психолог разрабатывает программу игровых занятий по профилактике дезадаптации у детей и проводит ее со всеми детьми группы на протяжении адаптационного периода.

Трудности в адаптации чаще всего испытывают дети, которые изолированы от повседневной адаптации в окружающей их среде. Родители пытаются сами устранить все трудности, с которыми сталкивается ребенок, не менять привычную для него обстановку, тем самым снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности. Таким образом, опыт общения ребёнка с окружающими, который был им получен до прихода в группу детского сада, определяет характер его адаптации к новым для него условиям.

Тяжело протекает адаптация и в том случае если она неправильно организованна, не учитывался исходный уровень адаптации ребенка, не верно оценивался процесс привыкания ребенка к ДОУ.

Поэтому очень важно создать максимально комфортные условия для ребенка в период всего процесса адаптации. Воспитателю необходимо уделять внимание всем детям группы, даже если на первый взгляд ребенок выглядит спокойными. В первые дни прибывания ребенок испытывает стресс, задача педагогов наладить с малышом контакт, показать, что ты не желаешь ему зла и готов идти ему на помощь. Эмоциональный фон ребенка может меняться в период всей адаптации, очень важно подбадривать малыша и успокаивать при сильных истериках, доброта и ласка поможет наладить с ним отношения.

Педагогу психологу необходимо проводить мероприятия для успешной адаптации детей. Консультировать воспитателей по всем направлениям в период адаптации. Проводить работу с родителями как на собраниях, так и личными консультациями. Благополучие адаптации ребенка в полной мери зависит от сотрудничества специалистами ДОУ с родителями.

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе»Фотоотчет «Особенности адаптации детей в первой младшей группе» У каждого ребенка при поступлении в детский сад начинается период адаптации, у многих он проходит остро, поскольку маленькие дети за.

Игры для детей раннего возраста в период адаптации Игры для детей раннего возраста в период адаптации. Сгладить психоэмоциональное напряжение в адаптационный период помогут игры, которые.

Игры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возрастаИгры с водой в период адаптации детей раннего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию, как можно организовать игры с водой в летний период в детском саду во время адаптации малышей.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском садуОпыт работы по адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация тяжелое время для ребенка. Это не только процесс привыкания к новым отношениям, к новой обстановке, к новому режиму, но и выработка.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Рекомендации для родителей в период адаптации детей раннего возраста. - Помните, от того, как родители разбудят своего ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. - Собирая ребёнка в детский.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Опубликовано: 16 октября 2022 в 12:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Агафонова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД