Юлия Александровна Иванова
Особенность формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.24
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А. Г. Сергеева
Балашовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»», - вписать свою организацию
Балашов
E-mail : Sergeva_anna@mail.ru
FEATURES OF THE FORMATION OF DILIGENCE IN PRESCHOOL CHILDREN
A.G. Sergeeva
Balashov Institute of Saratov State University – вписать свою организацию
Balashov, Russia
Публикация «Особенность формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация: в статье проанализированы ключевые аспекты проблемы организации деятельности по формированию трудолюбия у детей дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Abstract : the article analyzes the key aspects of the problem of organizing activities for the formation of diligence in preschool children within a preschool educational institution.
Ключевые слова: трудолюбие, ребенок, дошкольный возраст, самостоятельность, воспитатель, формирование.
Keywords : diligence, child, preschool age, independence, educator, formation.
Определяя особенности формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста необходимо отметить, что трудовое воспитание дошкольников направлено на реализацию цели формирования готовности детей к обучению в школе в процессе обогащения опыта трудовой деятельности, воспитания у детей разумных потребностей, основ культуры потребления и бережного, ценностного отношения к труду.
Основными методами воспитания трудолюбия в дошкольном возрасте выступают :
1. Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых. Рассматривание картин, иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях, знакомящих детей с трудовой деятельностью и организацией отдыха человека на протяжении исторического развития общества.
2. Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и взаимосвязи профессий. В играх дети проигрывают трудовые действия конкретной профессии и усваивают основные характеристики профессиональной деятельности.
3. Рассматривание предметов, инструментов, материалов, т. е. осмысление орудий труда (с чем приходится сталкиваться человеку при осуществлении своей трудовой деятельности).
4. Дежурства, коллективный труд, трудовые поручения и совместная продуктивная досуговая деятельность взрослых и детей в условиях детского сада. Такие действия обеспечивают формирование трудовых навыков у детей и развития трудолюбия в характере ребенка.
5. Организация самостоятельной продуктивной досуговой деятельности в условиях специально созданной предметно — развивающей среды (студий, детские мини-мастерские) [1].
К средствам формирования трудолюбия, как правило, относят: трудовую деятельность ребенка, как основу формирования трудолюбия; ознакомление с трудом взрослых, что расширяет представление о конкретном труде; художественные средства; пословицы, поговорки; изобразительное искусство; видеофильмы, видеоролики [3].
По форме организации формирования трудолюбия можно выделить индивидуальную форму, подгрупповую, общую форму. Все формы носят различные технологии проведения занятий и развития трудолюбия.
В процессе трудовой деятельности дети усваивают техники безопасности, начинают на деле осознавать запреты в труде, знакомятся с тем, к чему могут привести нарушения, также у них формируется физическая готовность к дальнейшему обучению, укрепляется здоровье ребенка.
Отметим, что воспитание трудолюбия существенно отражается на формировании и развитии морально-нравственной сферы детей дошкольного возраста. У детей необходимо развивать сопричастность к трудовой деятельности, коллективное чувство осуществления деятельности и формировать доброжелательное отношение к окружающим.
При этом роль воспитывающих взрослых - направлять трудовую деятельность детей и корректировать ее.
В дошкольных образовательных учреждениях воспитатель совместно с членами семьи должны развивать интерес детей и формировать мыслительные процессы. К сожалению, родители, отдав в детское дошкольное учреждение детей, перекладывают воспитательные и досуговые моменты на воспитателей [2].
Однако, родители, должны активно заниматься трудовым развитием детей, пока дети проявляют активность в удовлетворении потребности общаться и совместно читать книги.
В работе воспитателей ДОУ, проводимой совместно с родителями, воспитатель должен поставить своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры, а главное - он целенаправленно стремится вызвать у родителей интерес к собственному ребенку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребенка осуществить формирование трудовых умений. Одним из основных условий полноценного развития трудовой деятельности ребенка является владение образцовыми действиями самих родителей.
Поэтому забота о совершенствовании своей трудовой деятельности - нравственный и общественный долг каждого родителя. Он обязан развить в себе совершенное владение теми трудовыми навыками, которые потом передаст детям.
Отдельного внимания для детей дошкольного возраста заслуживает трудовой этикет, связанный с вежливостью, доброжелательностью и с эстетическими манерами поведения. Взрослые должны воздействовать на ребенка, стимулировать трудовую активность, поддерживать у детей мотивацию.
Под влиянием взрослого у детей активизируется словарный запас, вырабатывается осознанное понимание того, что ребенок хочет сказать и сделать. С помощью формирования образов, ребенок может передать свои чувства, эмоции, и свои впечатления.
Умение трудиться развивает зону ближайшего развития, которая влияет на развитие учебной деятельности, на познавательную мотивацию и тем самым на развитие самостоятельности в целом.
От самостоятельности зависит уровень трудностей, который ставит перед собой ребенок, поэтому в этом возрасте надо поощрять проявление самостоятельности, но объяснять неправильность действий, которые могут проявляться у ребенка. Самостоятельность помогает преодолевать неуверенность в себе, а это стимулирует ребенка к активному усвоению трудовых действий.
Таким образом, трудовое воспитание позволяет ребенку усвоить нормы, ценности общества в котором он живет, и развить умение ценить труд другого человека и свой собственный. На протяжении дошкольного возраста ребенок учится усваивать эти требования и превращать их в свои цели и задачи. Успех воспитания дошкольника в значительной мере зависит от распределения функций между участниками этого процесса и наличия конкретных условий.
Список использованных источников
1. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер. - Томск: Пеленг, 2005. - 411 c.
2. Гурвиц, В. Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию /В. Н. Гурвиц // Преподаватель ХХI век. 2010. Т. 1. №4. - С. 112-114.
3. Заваденко, Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н. Н. Заваденко. - М. : Школа-Пресс, 2000. - 112 с.