людмила катункина
Основные виды коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. Рогов Е. И. предлагает следующие методы коррекции страхов, не связанных с нарушениями личностных отношений: повышение общего уровня эмоционального переживания ребенка; разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха в игре; манипулирование предметом страха; эмоциональное переключение; подражание и заражение; эмоциональные качели; эмоциональный конфликт; анатомирование страха; привыкание или сенсибилизация.
Публикация «Основные виды коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Коррекционная работа также может осуществляться и другими методами психологической коррекции : игротерапия, арттерапия, методы поведенческой коррекции, «жетонный метод», холдинг-метод, метод социальной терапии. При работе с детьми особое внимание уделяется использованию видов арттерапии:
• музыкотерапия (через восприятие музыки, вокалотерапия – через пение);
• кинезитерапия (танцевальная терапия, коррекционная ритмика, психогимнастика – лечебное воздействие движениями);
• библиотерапия (коррекционное воздействие чтением, сказкотерапия, сочинение историй;
• имаготерапия (воздействие через образ, театрализацию) :
• куклотерапия, образно-ролевая драматизация, психодрама;
• изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.
В работе с детьми, имеющими высокую степень выраженности страхов, применяются различные виды коррекционной работы, в основе которых лежат игровая и физкультурная деятельности. В старшем дошкольном возрасте игра в различных ее разновидностях (сюжетная, дидактическая, подвижная, игра-драматизация, режиссерская и т. д.) безоговорочно признана универсальной формой коррекционной работы. Ее успешно применяют как для коррекции личности ребенка, его взаимоотношений с окружающими, так и для коррекции познавательных, эмоциональных, волевых процессов общения. Опора на игровые, значимые для дошкольника мотивы в коррекционных занятиях делает их особо привлекательными и способствует успеху в коррекции.
Игра, используемая как средство коррекционного воздействия, способствует установлению эмоционально-позитивного контакта ребенка со взрослым и другими детьми, формированию предпосылок для преодоления страхов, освоению адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, развитию способности к осознанию себя и своих возможностей, к произвольной регуляции эмоций, преодолению неуверенности в себе.
Широко применяются в коррекционной работе с дошкольниками и занятия физической культурой. Главным образом, здесь используются упражнения, направленные на физический самоконтроль тела. Занятия физической культурой при коррекции страхов направлены на снятие мышечных зажимов, нервного напряжения, сброс внутреннего напряжения, приобретение уверенности в себе, улучшение общего физического состояния.
Анализ основных подходов к коррекции страхов показал, что коррекция комплексно, сочетать различные виды, формы и методы коррекции. При осуществлении коррекционной работы необходимо опираться на те виды деятельности, которые доступны ребенку. Особое место здесь занимает игра, физическая деятельность, арттерапия.
Из всего многообразия существующей коррекции с целью избавления от страхов, на наш взгляд, наиболее эффективное коррекционное воздействие оказывают такие, как коррекция посредством игротерапии, рисования, сказкотерапии, куклотерапии, индивидуально-групповых занятий.
Коррекция посредством игротерапии. По мнению А. Я. Варга, игровая терапия – нередко единственный путь помощи тем, кто еще не освоил мир слов, взрослых ценностей и правил, кто еще смотрит на мир снизу вверх, но в мире фантазий и образов является повелителем.
Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. В русле игротерапии используют свободную игру и директивную (управляемую).
Так, А. И. Захаров разработал методику игровой психотерапии в том числе эффективную при работе с детскими страхами. Методика является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с другими методами психотерапии. А. И. Захаров предлагает следующую последовательность осуществления коррекционной работы с ребенком : 1) беседа; 2) спонтанная игра; 3) направленная игра; 4) внушение.
Коррекция посредством рисования. Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, свободно выражать свои чувства и переживания, мечты и надежды. Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Здесь имеется возможность повторного переживания страха при отображении на рисунке, что приводит к ослаблению его травмирующего воздействия. Ребенок, отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, борется со злом. Он начинает осознавать то, что он способен бороться со злом, олицетворяющим детский страх.
При использовании рисования как способа коррекции страхов, необходимо при помощи изобразительной деятельности бессознательный страх выводиться на уровень сознания, то есть ребенок, размышляя над своим страхом, самоизлечивается. Обычно в процессе коррекционной работы предлагается символическое избавление от страхов (например, разрезание, сжигание изображения страхов). На заключительных этапах работы ребенку предлагается изображать себя, не боящимся страх, что формирует у него соответствующую установку на пугающий объект.
Так, А. Л. Венгер предлагает методику экспресс-коррекции «Уничтожение страха». Данная методика проводится в присутствии кого-либо из родителей и предполагает несколько этапов: предварительную беседу, создание изображения, уничтожение изображения, рациональное объяснение ребенку смысла показанного приема и релаксацию. Следует иметь в виду, что она мало эффективна в случае, когда страхи используются ребенком для привлечения к себе внимания взрослых.
Коррекция посредством сказкотерапии. Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного возраста. Это объясняется тем, что у детей сильно развит механизм идентификации, благодаря чему происходит осознание своих собственных чувств через окружающих.
Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходило все человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.).
Выделяют несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.
Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает для коррекции нежелательных черт у детей использовать методику «Комплексной Сказкотерапии» (Приложение 6). По мнению ученого, каждое коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятия необходимо строить в соответствии с определенными этапами: ритуал «входа» в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, ритуал «выхода» из сказки.
Коррекция посредством куклотерапии. На современном этапе куклы используются для решения задач психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А. И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. Для терапевтических сеансов в игровой комнате необходимо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него. Психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.
Непосредственно для психокоррекционной работы со страхами используются куклы теневого театра. Они изготавливаются из черного картона самими детьми. Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. Обычно, после окончания спектакля куклы-«страхи» уничтожаются.
Ю. С. Шевченко, О. Н. Усанова при использовании куклотерапии предлагают следующие техники: техника психодрамы, прием неигрового типа «Дед Щукарь», методика «воспитание артистизма», техника косвенного внушения. Вышеуказанные техники, по мнению их авторов, выявить актуальные проблемы ребенка и взглянуть на пугающую ситуацию с новой для ребенка позиции.
Коррекция посредством индивидуально-групповых занятий. Оригинальным методом психотерапии детей является драматическая психоэлевация. Этот метод создан в 1990 году И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и сходными пограничными расстройствами: страхами, агрессивным поведением, тиками и т. д. Авторы относят этот метод к разряду индивидуально-групповых, то есть занятия проводятся в группах, но уже после второго занятия каждый ребенок получает индивидуальное домашнее задание. Обязательным условием применения данного метода является активное участие родителей.
Главные особенности методики драматической психоэлевации проявляются в следующем: 1. преимущественная опора на сознание и сверхсознание (необходимость актуализировать желание ребенка справиться со своими страхами, «подняться над ними»); 2. основное внимание уделяется особенностям конкретной личности, не справляющейся с какой-либо ситуацией.
Исключительное значение в данном методе придается метафорической форме театральных этюдов, так как эта форма является наиболее эффективной и наименее травмирующей в работе с детьми. Наиболее сильный терапевтический эффект достигается путем взаимосочетания трех компонентов этого метода: воображаемой ситуации, адекватно заданной темы и присутствия в качестве персонажей вполне реальных людей (самого ребенка и его близких).
Для эффективного воздействия на ребенка с целью избавления его от страхов необходимы совместные усилия специалистов ДОУ и семей, которые позволяют создать условия для раскрытия личности малыша, его чувств и эмоций; способствовать обогащению эмоционального мира родителей и детей; содействовать повышению самооценки детей, при-обретению ими чувства собственной значимости, что является основой для коррекционной работы с детскими страхами. Различные формы взаимодействия ДОУ с родителями способствуют оптимизации детско-родительских отношений, среди которых условно выделяют традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам работы относятся: коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.); индивидуальные (педагогические беседы с родителями); наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).
Таким образом, коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста заключается в целенаправленной психолого-педагогической деятельности по выявлению и изменению показателей выраженности детских страхов в соответствии с возрастной нормой. Коррекционная деятельность осуществляется в различных формах и видах, и предполагает привлечение семьи. Методы игротерапия и арттерапия, позволяют снять нервно-психическое напряжение, моделировать положительное психоэмоциональное состояние, формировать адекватное межличностное поведение, самооценку и учить способам использования собственного потенциала для преодоления страхов.