Бабкина Елена Анатольевна
Основные теоретические концепции проблемы подготовки детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Основные теоретические концепции проблемы подготовки детей к школе
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Доктор психологических наук Л. А. Венгер)
А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как
овладение умениями,
Знаниями
способностями,
мотивацией и другими необходимыми для
Публикация «Основные теоретические концепции проблемы подготовки детей к школе» размещена в разделах
оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческие характеристики».
И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать
участие в школьном обучении».
И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л. И. Божович еще в 60-годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из :
определенного уровня развития мыслительной деятельности
познавательных процессов
готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности
к социальной позиции школьника
Аналогичные взгляды развивал и А. В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных
качеств личности, включая особенности ее мотивации
уровня развития
Познавательной
аналитико-синтетической сформированности механизмов волевой регуляции действий и так далее
В психолого-педагогической литературе понятие «школьная зрелость» трактуется как достигнутый уровень
морфологического развития ребенка,
функционального развития ребенка
интеллектуального развития ребенка
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации.
дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Психологическая готовность к школе – один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.
Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и
выявление путей их формирования.
Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого.
Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе :
– понимание особенностей психологического развития детей с целью
определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном
процессе;
– выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с
ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;
– распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их
«зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;
– отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному
обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.