Лучший педагог года Итоги 2024

Основные категории педагогики

Анна Назымок
Основные категории педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и

понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные

категории (основные понятия педагогики)«воспитание», «обучение», «образование».

Темочки:

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и

«образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают

передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом

воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося

положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому

себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно

способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в

поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и

социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.

Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного

знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В

настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы

формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества

в подготовке поколения, способного реализовывать определенные

общественные функции и социальные роли. То есть системы,

обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют

сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественноисторической формации, определенной ценностной иерархии, а также

политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике

известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского

воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система

коллективных творческих дел».

Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и

учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы

деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с

помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников

информации (справочник, учебник, Internet, занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направлено прежде

всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его

интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и

учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее,

проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория педагогики — «образование»понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений

выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные

учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи,

колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества,

центры развития, комнаты школьника.

Как соотносятся три главные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для

объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории

происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание»

выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и

«образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка

правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову, то

оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая

категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс

обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило

пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип

лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов

деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым

образом организованную деятельность, результатом которой является развитие

человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и

воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека.

При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют

следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать

их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный

процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека.

Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае

самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно

преобразует себя — свои знания умения и навыки

Публикации по теме:

Анализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный годАнализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год .

Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество»Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество» Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики "Дети. Театр. Творчесво" В рамках реализации сетевого проекта.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные категории педагогики
Опубликовано: 21 января 2025 в 20:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные категории педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Анна Назымок (УИ 1473366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД