Анастасия Полянских
Основные идеи древнегреческих философов в области музыкального обучения, воспитания и развития (Платон, Аристотель)
Античное музыкальное мышление имеет длительную историю развития. В памятниках античной литературы отражены представления древних о космоло-гичности музыки, а также ее связи с воспитанием.
Влияние и значение античности на последующее развитие музыкального образования трудно переоценить: впервые были выработаны основные понятия музыкальной теории, намечены первые принципы оценки музыки; появилось учение пифагорейцев о музыкальных пропорциях, труды Платона и Аристотеля о музыкальном этосе.
Публикация «Основные идеи древнегреческих философов в области музыкального обучения, воспитания и развития (Платон, Аристотель)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Теория музыкального воспитания Платона
Платон (428-348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, который развивал теорию об этосе. В своих работах «Государство», «Законы» и др. он уделял особое внимание проблеме музыкального воспитания и образования. Основой системы государственного воспитания он считал музыку и гимнастику как средства всестороннего, гармоничного формирования личности, и занятия ею являлись обязательными для всех.
Музыка рассматривается как морально-жизненная тренировка человека, организованного и владеющего собой. В отличие от прочих искусств именно музыка особенно близка душевным переживаниям человека и наиболее полно способна их передать. Музыкальное изящество - это источник высокого, чистого и совершенно иррационального наслаждения. Тем самым, он отмечал воспитательное воздействие музыки на душу человека. Выше для Платона было только искусство познания самого себя - философия. Платон утверждал о необходимости соединения музыки и слова и отрицал чисто инструментальную музыку, которая, по его мнению, не способствует развитию разума, а пригодна лишь для скорой, без запинки ходьбы и для изображения звериного крика. В своей работе «Государство» Платон классифицирует лады с учетом их воздействия на нравы и пользы для воспитания. Так, миксолидийский, лидийский и родственные им лады он характеризует как «жалобные», «размягчающие душу» и подлежащие изъятию из практики музицирования. Ионийский и лидийский лады, называет «расслабляющими» и подходящими больше всего для застолья, пробуждающими чувство неуравновешенности в людях. Свободнорожденному, же полезно слушать музыку во фригийском ладу, настраивающем на обдуманные действия. Но такая трактовка этого лада расходится с античной традицией, приписывающей ему неистовый, буйный, страстный, экстатический характер. Философское осмысление понятия «лад» у Платона - это не только соотношение звуков, различных по высоте, это воплощение гармонии, на которой основана Вселенная. «Лад», согласие должны присутствовать и в жизни человека, стремящегося к совершенству духа, у которого слова созвучны с делами. Гармония в душе человека порождает гармонию поступков, гармонию в обществе и благополучие в государстве, ибо «гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие. А согласие во «все.» вносит именно музыкальное искусство, которое устанавливает. любовь и единодушие».
Теория музыкального воспитания Аристотеля
Аристогг. до н. э., который был учеником Платона, считал, что одно из главных назначений музыки - познавательное и нравственно-воспитательное.
В своей работе «Политика» он уделил большое внимание проблемам музыкального развития. Он считал, что эстетическое образование не должно быть самоцелью. Оно должно формировать цельного, гармоничного человека, прекрасного душой и телом.
Вслед за Платоном Аристотель повторял, что «забота об этом воспитании должна быть заботою государственною». Аристотель четко определял цели музыкального воспитания. Музыка в жизни человека не является просто забавой и удовольствием: она дает отдых, являясь «лекарством от грусти».Музыкальное развитие также есть эстетическое воспитание, так как музыка способна воздействовать на психику человека. Музыкальное искусство должно служить становлению нравственности; оно способно изменить и очистить душу от разного рода аффектов. Музыка может восстановить в душе «строгость», «умеренность», «пристойность» чувств, она освобождает от власти всевозможных негативных эмоций.
Музыка, по системе Аристотеля, должна быть включена в обучение с детских лет. Но музыка благотворно будет влиять на подрастающее поколение, если оно будет не только пассивно слушать музыку, но и освоит игру на каком-либо инструменте. Аристотель поддерживал мысли Платона о нераздельности песни, танца, аккомпанемента и о нравственно-воспитательном значении ладов и ритмов. Предназначение музыкального искусства он видит в воспитании свободнорожденных и заполнении их досуга. Музыкальное развитие в воспитание детей играет огромную роль, так как музыка благотворно влияет на подрастающее поколение.