Лучший педагог года

Основные идеи древнегреческих философов в области музыкального обучения, воспитания и развития (Платон, Аристотель)

Анастасия Полянских
Основные идеи древнегреческих философов в области музыкального обучения, воспитания и развития (Платон, Аристотель)

Античное музыкальное мышление имеет длительную историю развития. В памятниках античной литературы отражены представления древних о космоло-гичности музыки, а также ее связи с воспитанием.

Влияние и значение античности на последующее развитие музыкального образования трудно переоценить: впервые были выработаны основные понятия музыкальной теории, намечены первые принципы оценки музыки; появилось учение пифагорейцев о музыкальных пропорциях, труды Платона и Аристотеля о музыкальном этосе.

Публикация «Основные идеи древнегреческих философов в области музыкального обучения, воспитания и развития (Платон, Аристотель)» размещена в разделах

Теория музыкального воспитания Платона

Платон (428-348 гг. до н. э.)древнегреческий философ, который развивал теорию об этосе. В своих работах «Государство», «Законы» и др. он уделял особое внимание проблеме музыкального воспитания и образования. Основой системы государственного воспитания он считал музыку и гимнастику как средства всестороннего, гармоничного формирования личности, и занятия ею являлись обязательными для всех.

Музыка рассматривается как морально-жизненная тренировка человека, организованного и владеющего собой. В отличие от прочих искусств именно музыка особенно близка душевным переживаниям человека и наиболее полно способна их передать. Музыкальное изящество - это источник высокого, чистого и совершенно иррационального наслаждения. Тем самым, он отмечал воспитательное воздействие музыки на душу человека. Выше для Платона было только искусство познания самого себя - философия. Платон утверждал о необходимости соединения музыки и слова и отрицал чисто инструментальную музыку, которая, по его мнению, не способствует развитию разума, а пригодна лишь для скорой, без запинки ходьбы и для изображения звериного крика. В своей работе «Государство» Платон классифицирует лады с учетом их воздействия на нравы и пользы для воспитания. Так, миксолидийский, лидийский и родственные им лады он характеризует как «жалобные», «размягчающие душу» и подлежащие изъятию из практики музицирования. Ионийский и лидийский лады, называет «расслабляющими» и подходящими больше всего для застолья, пробуждающими чувство неуравновешенности в людях. Свободнорожденному, же полезно слушать музыку во фригийском ладу, настраивающем на обдуманные действия. Но такая трактовка этого лада расходится с античной традицией, приписывающей ему неистовый, буйный, страстный, экстатический характер. Философское осмысление понятия «лад» у Платона - это не только соотношение звуков, различных по высоте, это воплощение гармонии, на которой основана Вселенная. «Лад», согласие должны присутствовать и в жизни человека, стремящегося к совершенству духа, у которого слова созвучны с делами. Гармония в душе человека порождает гармонию поступков, гармонию в обществе и благополучие в государстве, ибо «гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие. А согласие во «все.» вносит именно музыкальное искусство, которое устанавливает. любовь и единодушие».

Теория музыкального воспитания Аристотеля

Аристогг. до н. э., который был учеником Платона, считал, что одно из главных назначений музыки - познавательное и нравственно-воспитательное.

В своей работе «Политика» он уделил большое внимание проблемам музыкального развития. Он считал, что эстетическое образование не должно быть самоцелью. Оно должно формировать цельного, гармоничного человека, прекрасного душой и телом.

Вслед за Платоном Аристотель повторял, что «забота об этом воспитании должна быть заботою государственною». Аристотель четко определял цели музыкального воспитания. Музыка в жизни человека не является просто забавой и удовольствием: она дает отдых, являясь «лекарством от грусти».Музыкальное развитие также есть эстетическое воспитание, так как музыка способна воздействовать на психику человека. Музыкальное искусство должно служить становлению нравственности; оно способно изменить и очистить душу от разного рода аффектов. Музыка может восстановить в душе «строгость», «умеренность», «пристойность» чувств, она освобождает от власти всевозможных негативных эмоций.

Музыка, по системе Аристотеля, должна быть включена в обучение с детских лет. Но музыка благотворно будет влиять на подрастающее поколение, если оно будет не только пассивно слушать музыку, но и освоит игру на каком-либо инструменте. Аристотель поддерживал мысли Платона о нераздельности песни, танца, аккомпанемента и о нравственно-воспитательном значении ладов и ритмов. Предназначение музыкального искусства он видит в воспитании свободнорожденных и заполнении их досуга. Музыкальное развитие в воспитание детей играет огромную роль, так как музыка благотворно влияет на подрастающее поколение.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Идеи для оформления музыкального зала и творческих поделокИдеи для оформления музыкального зала и творческих поделок Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет по осеннему и зимнему оформлению помещений и идей для поделок!. Буду рада, если.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи». Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные идеи древнегреческих философов в области музыкального обучения, воспитания и развития (Платон, Аристотель)
Опубликовано: 12 апреля 2021 в 13:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основные идеи древнегреческих философов в области музыкального обучения, воспитания и развития (Платон, Аристотель)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Полянских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД