елена титова
Осенняя экологическая неделя в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Осенняя экологическая неделя в подготовительной группе
Срок реализации 1 неделя
Тема Осень
Содержание работы
Расширять и углубить знания детей об осени. Формировать основы и начальный опыт природосообразного поведения дошкольников. Воспитывать желание заботиться и охранять объекты природы.
Форма работы:
Беседы «Осенняя пора, очей очарованье…»
Публикация «Осенняя экологическая неделя в подготовительной группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Осенняя кладовая»,
«Кто как готовится к зиме?»,
Рассматривание картин из серии «Дикие животные».
Д/И «Скакого дерева листок?»; «Части-целое»;
«Кто где зимует?»;
«Когда это бывает?»
П/И «Гуси-лебеди»; «Охотники и зайцы»; «Хитрая лиса»; «Поймай комара»
Чтение худ. литературы Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая Шейка»; Волошин М. А. «Осенью»; Коровин К. А. «Белка»; Даль В. И. «Старик-годовик»; Ремизов А. Н. «Хлебный голос»; Станчев Л. «Осенняя гамма»
Итоговое мероприятие: Тематическая прогулка «Деревья на нашем участке»
Беседа «Осенняя пора, очей очарованье».
Цель: формировать понятие о смене времен года;
уточнять представления об особенностях каждого сезона.
Ход беседы. Воспитатель. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Воспитатель. Осенью в ясные теплые деньки хочется еще раз вспомнить, какой необыкновенно красивой может быть природа. Разноцветные деревья приветствуют нас своим сказочным убором. Каждое дерево по разному встречает, приветливо качая кроной. Березы оделись в золото, клены примерили багряные одежды. Скоро все это убранство опадет и деревья словно заснут крепким сном, встречая зиму. А пока мы с наслаждением и небывалым очарованьем встречаем осенний пока мод.
Воспитатель. А какие еще признаки осени вы знаете?
Беседа «Осенняя кладовая»
Цель. Закреплять знания об овощах, фруктах, грибах и орехах. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Ход беседы. Воспитатель подходит к огороду. Чтобы показать детям, что урожай уже собрала. Вспоминает вместе с детьми о растениях, посаженых на грядках. Напоминает, для чего нужно убирать засохшую ботву, вырывать с корнем уже не нужные растения (для того, чтобы на огороде не оставались личинки насекомых, живущих на растениях, а корни не мешали перекопке грядок и подготовке огорода к следующему урожаю). Вместе обсуждают, что еще нужно сделать.
Беседа «Кто как готовится к зиме»
Цель. Обобщить полученные ранее знания о подготовке диких животных к зиме; расширять представления детей о диких животных.
Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.
Следующее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.
Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.
Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.
Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.
Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.
Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.
Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.
Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.
Беседа «Осень в жизни растений»
Цель. Продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе.
Ход беседы. Воспитатель. Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо красит,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воспитатель.
• Какое сейчас время года?
• Что происходит с растениями осенью?
Тематическая прогулка «Деревья на нашем участке»
Цель. формировать обобщенные представления об осени как о времени года;
Учить различать березу и тополь по форме, окраске ствола и листьев;
Закреплять представление о частях дерева (ствол, ветки, корень);
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход прогулки.
Воспитатель (читает стихотворение). Вот и осень наступила,
Листья пожелтели
И, скользя по воздуху,
На землю улетели!
Вот и лес стоит густой,
Качает нам всем головой,
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовет и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Мы никого здесь не обидим
И чудеса твои увидим!
Воспитатель предлагает детям поздороваться с нашим хорошим, добрым приятелем __ лесом, ответить на вопросы.
Воспитатель.
• Как нам узнать березу среди других деревьев?
• Какого цвета ствол у березы? (белый, с черными пятнами)
• Как называются черточки на березе и для чего они нужны? (чечевички, береза ими дышит)
• Какие части березы вы еще знаете? (ствол, ветви, корень)
• Зачем корень дереву? (через него растение получает питание)
• Какого цвета листья березы осенью?
• Почему деревья сбрасывают листья на зиму? (нехватка питания)
Воспитатель. Наступила осень. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме. Давайте поиграем.
п/и «Не стой на месте, хоровод построй».
Цель. Продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Воспитатель. Березку мы нашли. Какое еще дерево есть на территории детского сада? Раз, два, три тополь мы нашли.
• Как называется это дерево? (тополь)
• Какого цвета ствол? (серого)
• Какие ветки? (толстые, коричневые)
• Какого цвета листья? (коричневые)
Воспитатель. Высокие, стройные тополя очень красивы. Ветки крупные, большие, но очень хрупкие. И поэтому ветер ломает их.
Исследовательская деятельность.
Собрать листья тополя и березы для гербария.
Цель. Учить отличать листья (по форме, размеру, длине черенка, цвету).
Приложить березовый листок к тополиному. Какой больше? (тополиный) Понюхать листья. (у тополиных запах листьев горьковатый) Давайте послушаем. (листья шуршат, будто прощаются с нами)
Воспитатель. Хорошо в лесу! А вы всегда помните, что лес – это дом для животных и растений. И приходить в лес так же вежливо, как в гости к родственникам или друзьям.
• Можно оставлять мусор на лесной поляне?
• Что нужно делать с мусором?
• Почему нельзя срезать и ломать ветки?
• Как помочь раненому деревцу? (перевязать его)
• Можно ли срывать цветы?
• А что можно делать с цветами?
П/и «С кочки на кочку»
Цель. Формировать навыки прыжков в длину.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цели: - воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;
- упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;
Развивать силовые качества.