Анна Курилова
Осенние посиделки Музыкально-игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Осенние посиделки Музыкально-игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста и родителей
b]Цель:[/b] Приобщение детей и родителей к русской народной музыкальной культуре.
Задачи:
- Закрепление знаний осемейной традиции встречи осени на Руси;
- Развитие навыков музицирования на русских народных инструментах детей и родителей;
- Воспитание интереса и любви к культуре русского народа.
Публикация «Осенние посиделки Музыкально-игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста и родителей» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Материалы и оборудование: музыкальные инструменты (бубны, деревянные ложки, бубенчики, трещетки, деревянная коробочка, ксилофон, колокольчики, небольшие мячики (5-6 штук, маски зверей (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
Ход посиделок:
Родители и дети садятся полукругом на лавочки, их встречают Хозяйки.
Хозяйка 1.Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.
Хозяйка 2. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Тогда можно начинать наши посиделки!
1 Ребенок:
На завалинке, в светелке
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
2 Ребенок:
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
3 Ребенок:
Отдых - это не безделки -
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Все:
Для друзей и для гостей!
4 Ребёнок:Если вы «в своей тарелке»
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
Хозяйка1. А пригласили мы вас неспроста, а по случаю вот по какому: вспомнить былые времена, когда наши предки любили отмечать осенние праздники, потому что полевые работы были закончены, корма для животных заготовлены, запасы для себя необходимые сделаны. Наступало время для домашних, семейных дел.
Хозяйка 2.Мужчины обувь подшивали зимнюю, готовили к зиме упряжку для лошадей, сани чинили, валенки валяли. Женщины рукодельничали, пряли, вышивали, холсты ткали. А в праздник собирались в одной какой-нибудь избе, в той, что попросторнее и посветлее, да где хозяева погостеприимнее, приносили с собой лучшие работы, чтобы похвалиться умением и мастерством, да не просто так, а с шутками и песнями…
Хозяйка 1. Вот и мы сейчас с вами похвалимся, кого как зовут, да кто что умеет по дому да по хозяйству, а поможет нам в этом волшебные ложки. У кого ложки остановятся, тот и говорит.
ИГРА «С ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ»
Родители встают в круг, пускают 2 деревянные ложки в разных направлениях по кругу. У кого в руках 2 ложки окажется, тот громко говорит свое имя и что умеет делать по хозяйству (чтобы избежать «попадания ложек» на одних и тех же родителей, целесообразно их «запускать» каждый раз с нового места).
После игры родители и дети садятся на стульчики.
Хозяйка 2. 14 сентября – начало бабьего лета! В этот день, рано утром женщины выходили к берегам рек встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Хлеб делили на всех и скармливали домашним животным, в дар матушке Осенине.
Хозяйка 1. 27 сентября – праздник Воздвижения. Это начало холодов. В этот день начинались девичьи вечеринки – «капустницы». Молодёжь ходила из дома в дом рубить капусту. Капуста считалась священной пищей богов! Русские люди первыми научились квасить капусту, и запасать её впрок.
Хозяйка 2. 14 октября – день особый! Покров Пресвятой Богородицы! Девушки в этот день вымаливали себе жениха, да семейного счастья.
Хозяйка 1. 14 ноября – осенние посиделки Кузьминки! Люди собирались, пели песни, водили хороводы, да лето красное вспоминали!
Хозяйка 2. 14 октября – день особый! Покров Пресвятой Богородицы! Девушки в этот день вымаливали себе жениха, да семейного счастья.
Хозяйка 1. 14 ноября – осенние посиделки Кузьминки! Люди собирались, пели песни, водили хороводы, да лето красное вспоминали!
Хозяйка 2. А знаете ли вы, какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и огородов? … Заготовка овощей! Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Перед началом рубки полагалось перекреститься. Пересыпая капусту солью– читали молитву. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук. Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!».
Хозяйка 1. А давайте в игру поиграем? Называется – «Капуста»!
ИГРА «КАПУСТА»
Родители водят хоровод и поют:
Я на камушке сижу, мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу, огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали
Волк, лиса, бобёр, куница, заинька усатый,
Мишка толстопятый!
В центре круга – хозяин (родитель, он охраняет капусту (мячи). За кругом – зайцы (остальные родители). По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту. Хозяин может их ловить только на территории круга. После игры дети водят хоровод, а родители становятся зайцами.
Хозяйка 1.Молодцы, весело поиграли! А сейчас, давайте нашим хороводом большой кочан капусты закрутим! Такой, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!
ХОРОВОД «ВЕЙСЯ, ЗАВЕЙСЯ КАПУСТА»
Хозяйка 2.Треугольник есть и ложки,
Бубны, палочки, гармошки,
Если все их сразу взять,
Дружно вместе заиграть.
Буду я тут дирижером,
Кто же вы? Ответьте хором.
Дети. Оркестр!
Хозяйка 1.
Эх, оркестр народный,
Раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную —
Грусть в душе почувствую!
А "Страданья" заиграет —
Прямо сердце замирает.
То он плачет, то хохочет —
С нами делает, что хочет!
ИГРА «ЛУЧШИЙ ОРКЕСТР»
Дети и родители соревнуются в оркестровке р. н. п. Сначала дети играют под музыку на детских музыкальных инструментах (бубны, деревянные ложки, бубенчики, трещетки, деревянная коробочка, ксилофон, колокольчики). Потом родители играют на тех же инструментах. Кто интереснее?
Хозяйка 1.
Вот так музыка у нас!
Самый лучший перепляс!
В круг скорее вы вставайте,
Инструменты разбирайте.
А кому не досталось – в центре пусть танцует.
ИГРА «ОРКЕСТР И ТАНЦОР»
По кругу ставятся стульчики (на один меньше играющих, на каждом лежит музыкальный инструмент. Пока звучит музыка, участники бегут по кругу. Музыка останавливается – нужно взять музыкальный инструмент. Кому не хватило – выходит в центр и танцует, остальные подыгрывают на своих инструментах. Сначала играют дети, потом родители.
Хозяйка 1.
Садитесь по порядку отгадывать загадки!
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
Под полом-полом.
Шевелит хвостом,
В щели глядится,
Вылезти боится.
Дети: Мышка!
(Родителя, чей ребенок разгадал загадку, приглашают подойти к столу, на котором лежат музыкальные инструменты и маски, взять маску мышки и колокольчик)
Хозяйка 2.
Любит овощи поесть,
Хоть дрожит порою весь.
Очень он труслив всегда,
И косит на глаз слегка.
Может бегать, словно ветер,
Обожают его взрослые и дети.
И его не спрячешь в ранец,
Вот и он, трусишка – !
Дети: Заяц!
(Приглашают следующего родителя к столу, нужно взять маску зайки и деревянную коробочку)
Хозяйка 1.
Прыг да прыг — спешу дорожкой,
Неуклюжа я немножко.
Целый день сижу в пруду,
Караулю я еду.
Мне конфетой комары,
Мух я враг и мошкары.
Как зовут? – Шепну на ушко,
Я – зеленая.
Дети: Лягушка!
(Приглашают родителя к столу, чтобы взять маску лягушки и трещотки)
Хозяйка 2. Эта рыжая плутовка,
Кур ворует очень ловко.
Волку серому сестричка,
А зовут её.
Дети: Лисичка!
Приглашают к столу родителя ребенка, отгадавшего загадку, где нужно взять маску лисы и бубенцы.
Хозяйка 1.
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый.
Дети: Волк!
Приглашают к столу родителя ребенка, отгадавшего загадку, где нужно взять маску волка и деревянные ложки.
Хозяйка 2.
Косолапый он и бурый.
Если мёда нет – понурый.
Любит сызмала реветь,
Потому что он …
Дети: Медведь!
Приглашают к столу родителя ребенка, отгадавшего загадку, где нужно взять маску медведя и большой бубен.
Хозяйка 1.
Раз артистов полон дом,
Сказку мы сейчас начнем!
Говорить что – мы не знаем,
А поэтому сыграем!
Родители одевают маски своих героев и прячутся за кулисы. В углу зала стоит плоскостной домик-теремок. Звучит музыкальное вступление русской народной песни «Теремок».
Дети поют:[/b]
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок!
Вот по полю –полю Мышка бежит (выбегает родитель-Мышка)
У дверей остановилась и пищит (Мышка звенит колокольчиком).
Хозяйка 1. Постояла-постояла мышка, зашла в теремок и стала жить.
Дети поют:
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок!
Вот по полю-полю Лягушка бежит (выбегает родитель-Лягушка)
У дверей остановилась, говорит (Лягушка играет на трещотках).
Хозяйка 1. А Мышка ей отвечает (Мышка звенит на колокольчике). Стали они жить вдвоем.
Дети поют
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок!
Вот по полю-полю Зайка бежит (выбегает родитель-Зайка).
У дверей остановился, говорит (Зайка стучит по деревянной коробочке).
Хозяйка 1. А Мышка и Лягушка ему отвечают (Мышка звенит на колокольчике, Лягушка играет на трещотках). Вот их уже трое.
Дети поют:
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок!
Вот по полю Лисичка бежит (выбегает родитель-Лисичка).
У дверей остановилась, говорит (Лисичка звенит бубенчиками).
Хозяйка 1. А Мышка, Лягушка, Зайка ей отвечают (Мышка звенит на колокольчике, Лягушка играет на трещотках, Зайка стучит по деревянной коробочке).Вот их уже четверо.
Дети поют:
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок!
Вот по полю-полю Волк бежит (выходит родитель-Волк).
У дверей остановился, говорит (Волк играет на деревянных ложках).
Хозяйка 1. А Мышка, Лягушка, Зайка и Лисичка ему отвечают (Мышка звенит на колокольчике, Лягушка играет на трещотках, Зайка стучит по деревянной коробочке, Лисичка звенит бубенцами). Вот их уже пятеро.
Дети поют:
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок!
Вот по полю-полю Мишка идет(выходит родитель-Медведь).
У дверей остановился и ревет (Медведь стучит тяжело по бубну).
Хозяйка 1. А Мышка, Лягушка, Зайка и Лисичка ему отвечают (Мышка звенит на колокольчике, Лягушка играет на трещотках, Зайка стучит по деревянной коробочке, Лисичка звенит бубенцами, Волк играет на деревянных ложках). Вот их уже шестеро. Тут и сказки конец, кто играл – молодец!
Хозяйка 1.
Встречай, привечай
Запашистый чай.
Ароматен, душист
Чайный лист.
Кому чай пить,
Тому и хвалить.
Всем знаком
Чай с молоком.
Пьем с рождения
Без принуждения.
А хочешь с мятой?
Кому, с чем надо,
С чем кому гоже,
С лимоном есть тоже.
С малиной, с медком,
С крутым кипятком.
А захотим,
Сахарком подсластим.
За столом событие –
Чаепитие.
Приглашаем всех к чаепитию!
Дети и родители проходят за столы с самоваром, баранками, пряниками и пирогами.