Алла Гребнева
Осенние посиделки (досуг)
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ № 106 (комбинированного вида)
Фрунзенский район г. Санкт- Петербург
Осенние Посиделки.
Сценарий осеннего досуга с детьми подготовительной группы с ТНР и ОНР.
Совместная деятельность педагога с детьми и родителями.
Ноябрь 2013
Образовательная область: познание.
Темочки:
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Посиделки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Интеграция областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Цель:- расширение и углубление знаний детей и родителей о времени года «Осень» через знакомство с элементами фольклора;
- привитие у детей и родителей интереса к прошлому нашего народа: его праздникам и традициям;
- активизация словаря детей и взрослых народными выражениями и словами;
- воспитание у детей любви, понимания дружбы и бережного отношения друг к другу.
Оборудование: народные костюмы для детей (сарафаны и косоворотки); корзинки с овощами; предметы быта для сценки; музыкальные инструменты (деревянные ложки, бубны, свистульки); сценический костюм Медведя; атрибуты для подвижных игр- мешки, колечко, подносы для овощей; пироги (и прочее) к чаю.
Осенние посиделки.
(Дети вместе с Ведущим (взрослым) подходят к двери зала или группы, двери закрыты)
Ведущий: Что же делать? Может, постучим?
(Стучат, выходит Хозяйка)
Хозяйка: Добрый день, гости дорогие, желанные! Милости просим, проходите, присаживайтесь. Ой, да я вижу, что пришли-то вы с подарками. А что ли праздник у нас сегодня?
(Дети отвечают)
- Ах, вот оно что, значит у нас сегодня Осенние Посиделки. Ну, что же хорошее дело!
А, что же мы будет делать-то на этих посиделках? ( Дети отвечают: стихи читать, частушки петь, играть, нескладушки рассказывать).
Хозяйка: Замечательно! А мне хочется прочитать одно стихотворение. Можно?
Осень за окошком ходит не спеша
Листья на дорожки падают шурша
Тонкие осины в лужицы глядят
На ветвях дождинки бусами висят
День прохладный голубой, лес овеян лёгкой дымкой
На полях покой глубокий, дали ясны и чисты
Улетают в край далёкий птицы до весны
Хозяйка: - Ой, ребята, а сколько же месяцев имеет Осень? (Три)
- Да, правильно, осень имеет три месяца! Молодцы! А давайте мы совершим путешествие в каждый из 3-х месяцев Осени! Согласны? (Да)
- Ну, тогда, вас ждут некоторые трудности в этом путешествии. Вы готовы к ним?
Хозяйка: - Первое задание! Отгадайте загадку!
Опустел наш лес и сад
Паутинки вдаль летят
И на южный край Земли
Полетели журавли
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
(Дети отвечают, ответы выслушиваются, картина выставляется)
Хозяйка: - Правильно, молодцы! Это – сентябрь.
А кто помнит, (знает) как Сентябрь в народе величают? (Хмурень, Жовтень, Рюин, Рябинник)
Самый красивый месяц, вначале он одет в зеленое платье, а потом – золотое, багряное, пурпурное. Лес радуют последними ягодами и грибами. Но особенную красоту лесу придаёт Рябина! Она стоит в лесу, как русская красавица в сарафане, с сережками – ягодками.
Но, сентябрь радует людей не только своей красотой, а и богатством урожая!
- А как вы понимаете слово «Урожай»?
(Ответы детей, обобщение)
Хозяйка: - Предлагаю сыграть в игру! Вы вот столько овощей нам принесли в корзинках, вот мы с ними и поиграем. А как игра называется, придётся вам отгадать!
(Зачитывается отрывок из сказки «Мужик и Медведь»)
Игра: «Вершки и Корешки» (игра пройдёт более интересно и эмоционально, если в игру включить игровой персонаж- МЕДВЕДЯ (переодетый ребёнок)
Хозяйка: - а, может быть, ребята, кто-нибудь из вас прочтёт нам стихотворение о Сентябре месяце, старинное, народное! Мы вас с удовольствием послушаем.
(Ребёнок читает стихотворение «Сентябрь - Хмурень»)
Хозяйка: - Спасибо, очень интересное стихотворение!
Наше путешествие продолжается, послушайте загадку:
Листья с клёнов облетели,
Огороды опустели.
Всюду лужи разлились,
Птицы в стаи собрались.
Говорит скворец соседу:
-Улетаем в эту среду!
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
(Ответы детей, выставляется картина)
Хозяйка:- А стихотворение о месяце Октябре нам прочтёт кто-нибудь?
(ребёнок читает стихотворение про Октябрь – Грязник)
Хозяйка: - Да, дети, месяц Октябрь в народе так и называют: - ГРЯЗНИК: идут дожди, в лужи падает листва, намокает и превращается в грязь. На улице холодно, сыро и темно. Но, несмотря на все эти неприятности, этот месяц очень богат на свадьбы и в народе его называют СВАДЕБНИК.
А как вы, ребята, понимаете слово «свадьба»?
(выслушиваются ответы детей).
-Давайте представим, что мы с вами собираемся на свадьбу, а помогут нам в этом наши девочки, они покажут нам сценку: «Городская и Деревенская».
(Идёт инсценировка)
Хозяйка: - А теперь давайте поиграем в игру «Колечко»
(считалкой выбирается водящий, идёт игра, приглашаются родители в игру)
Хозяйка: - Но веселиться всё время не получается, надо и работать: длинными вечерами люди занимались различной работой: капусту квасили, горох перебирали, зерно мололи, одежду чинили, пряжу пряли. А, чтобы время проходило быстрее и веселее, то люди задавали друг дружке интересные занимательные вопросы-шутки.
Давайте-ка мы тоже позадаём такие вопросы друг другу ( или гостям: родителям, например).
(Вопросы-шутки прилагаются).
Хозяйка:- Молодцы, ребята, столько интересного нам рассказали! Гости наши засиделись, наверное, предлагаю с ними поиграть в игру «Прыжки в мешках»
(идёт игра).
Хозяйка: - Посиделки наши продолжаются, слушайте следующую загадку:
Чёрно поле белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц? Подскажи! (Ноябрь)
–Да, правильно, - это месяц Ноябрь!
В народе его называют по-разному, может кто-то из вас расскажет нам стихотворение об этом месяце?
(Ребенок читает стихотворение «Ноябрь-Листогной»).
Хозяйка: - Да, ещё его называют: Студень, Полузимник. В ноябре зима с осенью борется. Листья все опали на землю, почернели, сгнили. Морозы начинаются, снег выпадает.
В Ноябре есть особенные дни-праздники:
1)Синичкин праздник.
2) Кузьминки - это праздник встречи Зимы.
- В народе часто говорят: «Закуёт Кузьма-Демьян до весны не расковать». В такие дни-Кузьминки девицы - посиделочницы устраивали пир-беседу, к ним приходили парни-молодцы. Устраивались посиделки :
(читается стихотворение о посиделках)
Быт людей отличен веком
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяйка приглашает всех гостей на чаепитие.
Во время чаепития дети и родители рассказывают нескладушки, поют частушки.
(исполняются частушки с игрой на народных инструментах
Занимательные Вопросы-Шутки.
1)У стены стоит кадушка, а в кадушке той сидит лягушка.
Если бы было 7 кадушек, сколько бы было лягушек? Ответ:7,а может быть и не одной.
2)У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? Ответ: Одна внучка Маша.
3)В избе горело 5 свечей. 2 свечи погасло.
Сколько свечей осталось в избе? Ответ: 5 свечей.
4)Возле дома растёт 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки, на каждой большой ветке - по 4 маленьких ветки. А на каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько яблок всего? Ответ: Ни одного, на берёзах яблоки не растут!
5)Надо разделить 5 яблок между 5-ью человеками так, что бы одно яблоко осталось на тарелке. Как это сделать? Ответ: Один человек должен взять яблоко вместе с тарелкой.
Частушки.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много-
Можем растеряться.
Мы в деревне живём,
Сушки, пряники жуём.
И частушек много знаем,
И сейчас для вас споём.
Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут!
Эх, топни, нога
Не жалей сапога.
Тятька новые сошьёт,
Или эти подошьёт.
Мы с товарищем плясали,
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все-то (пауза) рты разинули!
Плясать пойдём,
Головой качнём.
Своими серыми глазами
Завлекать начнём.
На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я мальчишка боевой,
Не смотри, маленький!
Ох, кончаем петь-плясать,
Дома нечего кусать.
Сухари да корки
На ногах опорки!
(все вместе) Всё-ё-ё-ё!
Стихи о посиделках.
На завалинке, в светёлке,
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых!
При лучине мы сидели,
Иль под светлый небосвод-
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Добрым чаем угощались,
С мёдом! Явно, без конфет!
Как и нынче мы общались,
Без общенья – жизни нет!
А играли как! В Горелки!
Ах, Горелки, хороши!
Словом, эти посиделки
Были Праздником Души!
Нескладушки.
Вы послушайте ребята
Нескладушечку скажу!
Вместо кренделя с баранкой
Проглотил мужик дуду.
Из-за леса, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на сивой телеге
На скрипучей лошади.
Чепуха, чепуха это просто враки!
«Куры съели петуха!» говорят собаки.
Вот во двор Егор въезжает
Свою Дарью распрягает
А лошадушку берёт
Прямо в горницу ведёт!
Чепуха, чепуха – это просто враки,
Сено косят на печи молотками раки!
На заборе сидит утка
Песню звонкую поёт
А Егорова старуха
Сено свежее жуёт.
Между небом и землёй поросёнок рылся
И нечаянно хвостом за небо зацепился.
Сентябрь – Хмурень
Сентябрь – Хмурень, не хнычь, дурень
Свой кафтан не рви, бабье лето позови!
И под звон тепла и света, обними ты бабье лето
На себя посмотри, справь-ка именины.
Ну а Зорьке подари бусы из рябины.
Мне и другу моему –
По листу кленовому!
Октябрь – Грязник
Летит, летит листва
Ветер лезет в рукава,
Октябрь сам себе и царь и князь
Весь дождём пропах
И месит грязь, и месит грязь,
И ходит в сапогах.
За стол сажусь перекусить
И тоже грязь пойду месить!
Ноябрь – Листогной
Бродит лесом листогной
И глядит, глядит заря
На капризы ноября
А в дороге средь полей
Песня слышится саней
Мне и другу на лежанке
Всё ночами снятся санки.