Ольга Исаева
ООД по составлению описательного рассказа на тему «Осень» для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе, интегрированной для детей с ЗПР
«Осень. Описательный рассказ»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».
Цель занятия: составление описательного рассказа об осени, обогащение знаний об осени, осенних признаках.
Задачи
1. Коррекционно-образовательные задачи:
1) Образовательная область «Познание»
Публикация «ООД по составлению описательного рассказа на тему „Осень“ для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года (осени, учить замечать приметы осени (похолодало; заледенели лужи, листопад, улетают птицы).
Учить ориентироваться на листе бумаги, располагать изображения в заданном направлении; формировать умение «читать» простейшую графическую схему, ориентируясь на условные обозначения.
Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук; закреплять умение выделять в процессе восприятия качества предметов. Учить символически отображать признаки осени, проживать ее основные смыслы и выражать их в схематически-образной форме.
2) Образовательная область «Коммуникация»
Учить детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Продолжать совершенствовать устную речь, расширять и активизировать словарь по теме «Осень. Признаки осени», продолжать совершенствовать монологическую речь
2. Коррекционно-развивающие задачи:
1) Образовательная область «Коммуникация»
Развивать все компоненты устной речи детей (лексическая сторона, грамматический строй речи, произносительная сторона речи).
Развивать умение строить высказывания, помогать более точно характеризовать объект; учить делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать развивать умение рассказывать содержательно, эмоционально; совершенствовать интонационную выразительность речи; продолжать работу над дикцией.
2) Образовательная область «Здоровье»
Сохранять и укреплять психическое здоровье детей; совершенствовать пространственно-зрительный гнозис.
3) Образовательная область «Социализация»
совершенствовать механизмы произвольной регуляции поведения и деятельности; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
3. Коррекционно-воспитательные задачи:
1) Образовательная область «Социализация»
воспитывать навыки инициативности и самостоятельности, дружеские взаимоотношения; воспитывать навыки культуры поведения.
Словарная работа: перелетные птицы, птицы, летящие клином; трава вянет и жухнет.
Индивидуальная работа:
Развитие речевой активности, инициативности у Сони.
Регуляция поведения у Вани, Милы.
Контроль за звуками у Ваня, Милы, Сони, Жени.
Материалы и оборудование:
1. Демонстрационный:
картинки со схематичным изображением признаков осени (картинка «Солнце», символы дня и ночи, зонтик, дерево с разноцветными листьями, насекомое, заяц и белка; птицы, летящие клином; человек, мольберт, наборное полотно, указка.
Раздаточный:
Листы бумаги А4, цветные карандаши – по количеству детей.
Предшествующая работа:
Беседа о приметах осени; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок об осени.
Методические приемы.
1. Наглядные:
предметные картинки с изображением признаков осени
2. Словесные:
художественное слово – загадка,
дидактическая игра «Доскажи словечко»
3. Практические:
рисование наглядной модели,
физкультминутка «Осенние листики»
4. Игровые: сюрпризный момент (письмо для осени).
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Игра «Доскажи словечко» с мячом.
Учитель-дефектолог: Доброе утро. Мой веселый мяч ждет вас, чтобы поиграть с вами в игру «Доскажи словечко», к кому он попадет, тот – договаривает предложение (по очереди передает мяч детям).
Моросит мелкий….дождь.
Часто дует холодный…. ветер.
Листья на деревьях стали….желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.
С деревьев падают….листья.
Птицы улетают…в теплые края.
Учитель-дефектолог: Молодцы, справились с заданием.
2. Основная часть.
1. Учитель-дефектолог: Отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья.
Дети: Осень.
Учитель-дефектолог: Умнички!
Наша Осень где-то задержалась, надо ее поторопить. Как мы позовем Осень в гости? (выслушиваем предложения детей)
2. Учитель-дефектолог: Мы сегодня отправим письмо Осени, в котором расскажем о ее приметах.
Подвиньте, пожалуйста, к себе листы, откройте карандаши. Посмотрите, какое у нас с вами будет необычное письмо. В первом окошечке мы расскажем и нарисуем, каким становится день осенью. О какой примете можно рассказать?
Дети: Осенью день становится короче, а ночь длиннее.
Учитель-дефектолог: Возьмите карандаши и в первом окошечке нарисуем первую осеннюю примету. Выставляется на наборном полотне картинка со схематическим изображением «день короткий– ночь длинная».
Соня, скажи, пожалуйста. Каким становится день осенью? Начни со слов «осенью день становится…». Дети рисуют схему на своих листочках.
Учитель-дефектолог: Какую еще осеннюю примету вы знаете?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Правильно. Осенью солнце светит и греет меньше, чем летом. Небо хмурое. Зарисуйте эту примету.
На наборном полотне выставляется схематичная картинка «Солнце и туча».
Учитель-дефектолог: Ваня, назови, пожалуйста, вторую примету, начни со слов «осенью.».
Закрепление ответа с детьми.
Учитель-дефектолог: Вспоминаем следующую осеннюю примету.
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Молодцы. Осенью часто идут холодные дожди.
На наборном полотне выставляется схематичная картинка «Зонтик».
Учитель-дефектолог: Зарисуйте эту примету в третьем окошке.
Дети рисуют схему на своих листочках.
Учитель-дефектолог: Еще какую осеннюю примету вы знаете?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Осенью на деревьях желтеют, краснеют и опадают листья. Закрепление ответа с детьми.
Выставляется схематичная картинка «Дерево с разноцветными листьями».
Дети рисуют схему на своих листочках.
Учитель-дефектолог: Что еще происходит осенью?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Эту примету «Осенью начинает желтеть и жухнуть трава. Прячутся насекомые» мы нарисуем в первую клетку второго ряда.
Выставляется схематичная картинка «Бабочка».
Дети рисуют схему на своих листочках.
Учитель-дефектолог: Какую примету вы еще вспомнили и хотите зарисовать?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Молодцы! Это тоже происходит осенью. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. А каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Замечательно.
Выставляется схематичная картинка «Птицы, летящие клином».
Рисуем картинку во втором окошке нижнего ряда.
Дети рисуют схему на своих листочках.
Учитель-дефектолог: А что делают осенью дикие звери?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Правильно. Осенью дикие животные готовятся к зиме. Белка, мыши запасают корм в кладовке. Животные меняют летние шибки на теплые. Медведь и еж готовятся к спячке.
Выставляется схематичная картинка «Белка, заяц». Зарисуем эту примету в следующее третье окошко нижнего ряда.
Дети рисуют схему на своих листочках.
Учитель-дефектолог: И у нас осталось последнее окошко. Что мы нарисуем в нем?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Хорошо. Можно нарисовать, как одеваются осенью люди. Выставляется схематичная картинка «Человечек».
Соня, расскажи, пожалуйста, как одеваются осенью люди? Начни со слова «осенью». Осенью люди одеваются тепло, носят теплую одежду и обувь.
Учитель-дефектолог: А какое настроение у людей осенью?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Нарисуете своим человечкам губы, передающие осеннее настроение.
Дети дорисовывают схему.
Учитель-дефектолог: Наши письма для Осени готовы. Они получились красочные, Осени они должны понравиться. Кто прочитает свое письмо?
3. Составление рассказа-описания об осени по наглядной схеме.
Учитель-дефектолог: Перед тем, как начать «читать» свое письмо, надо дать ему название. Как его мы назовем?
Ответы детей : Ранняя осень или начало осени.
Составление рассказа 1-2 детьми.
4. Физкультминутка. Игра «Осенние листики». Дети с листочками в руках стоят в кругу и произносят стихотворение:
Мы листики осенние,
Мы листики осенние,
На веточках сидели,
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети изображают действия «листочков» : садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
5. Продолжение составления описательного рассказа детьми. (2-3 ребенка).
3. Итог непосредственно-образовательной деятельности.
Учитель-дефектолог: Молодцы! Наши письма и рассказы готовы, можно их отправлять Осени. Она посмотрит на них, поймет, как вы ее любите, и придет к нам в гости. (Собираем «письма», кладем их в конверт).
Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня с вами занимались?
Что вам понравилось?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Мне понравилось, как вы занимались сегодня. Вы были активные, вспомнили все приметы осени, отвечали на вопросы полным предложением, составили рассказы об осени, помогали друг другу. Молодцы!
.
Список используемой литературы.
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : Издательство «Скрипторий 20032, 2011. – 240 с.
2. Морозова И. а., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 176 с.
3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Вераксы Н. Е., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. Мозаика- синтез, 2010
4. Шевченко С. Г., Тригер Р. Д. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1, 2 / под общей ред. С. Г. Шевченко. – М. : Школьна