Литвиненко Алена Федоровна
Ориентиры духовно-нравственного воспитания дошкольников
«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации» Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Актуальность.
На сегодняшний день проблема нравственности очень актуальна. Уделяя внимание интеллектуальному развитию своего чада, родители забывают о получении ребенком духовного опыта. Развлечения современного малыша банальны: компьютерные игры, просмотр бессмысленных мультфильмов, прогулки по торговым центрам.
Публикация «Ориентиры духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
В дошкольном возрасте у детей формируется основа духовно-нравственной системы, от которой зависит дальнейшее отношение ребенка к окружению и миру в целом. По этой причине так важно уделять внимание моральному развитию крохи. Актуальность этой задачи отражается и в Федеральной образовательной программе для дошколят (ФОП) .
Целью работы всего нашего большого коллектива является способствование формированию у детей личностной культуры, приобщение их к богатому культурному наследию русского народа,мы закладываем фундамент для освоения детьми национальной культуры, дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.
Задачи, стоящие перед нами- это
• Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
• Создавать условия для воспитания целостной картины мира.
• Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
• Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
• Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
• Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
• Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
• Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)
В своей работе мы используем как традиционные, так и инновационные формы работы с детьми.
Традиция: Инновация:
• То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи.
• Обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь.
• Нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Традиционные формы работы:
• ПОС по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.
• экскурсии, целевые прогулки по нашему селу.
• тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• беседы с детьми о правилах поведения.
• слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.
• этические беседы.
• встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья». Совместные творческие работы детей и родителей).
• чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.
• посещение музея, библиотеки, Храма села с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.
• выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.
• проведение календарно-обрядовых праздников.
Инновационные технологии:
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности;
• технология исследовательской деятельности;
• информационно-коммуникационные технологии;
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя;
• игровая технология;
• технология «ТРИЗ»
• технологии критического мышления и др.
Хотелось бы обратить ваше внимание на проектную деятельность.
В нашем детском саду в течении всего года идет большая проектная работа по патриотическому воспитанию детей. В этом проекте участвуют все педагоги и воспитанники нашего детского сада. Целью данной работы является
Вывод:
• Традиции и инновации - они идут рядом!
• Инновации базируются на традициях!
• Использование традиционных и инновационных технологий :
- создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
- дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
- помогают приобщить детей к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.