Татьяна Морозова
Консультация для родителей «Ориентировка на листе бумаги»
Ориентировка на листе бумаги
При подготовке детей к школе, как правило, особое внимание уделяется обучению детей счету, ознакомлению их с величиной и формой предметов, и меньше – ориентировке в пространстве. Формирование пространственных представлений у детей трудно переоценить: развивается логика, мышление, активизируется речь, пополняется словарный запас. В старшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделить ориентировке на листе бумаги. Прежде всего ребенку необходимо усвоить значение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол. Одним из эффективных приемов обучения ориентировке на листе бумаги являются «зрительные» и слуховые диктанты. Сначала предложите «зрительные» диктанты. На листе выложите орнамент из геометрических фигур, предложив малышу составить такой же узор по образцу.
Публикация «Консультация для родителей „Ориентировка на листе бумаги“» размещена в разделах
Позже образец можно убрать, ребенок составляет узор пo памяти. И, наконец, малыш действует под диктовку взрослого («слуховой» диктант). Взрослый говорит, где какие фигуры нужно положить, например, в центр положить круг, справа положить квадрат, снизу – овал, в верхнем левом углу – прямоугольник и т. д.
В дальнейшем ребенок может самостоятельно составлять орнаменты из фигур, а затем рассказывать, сколько каких фигур использовал, как их расположил относительно друга. Особенно полезны задания на ориентировку на листе бумаги в клетку.
Начинайте с простых заданий: предложите обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строк. Сначала ребенок действует по подражанию взрослому, затем по устной инструкции. Используйте в орнаментах разные элементы: точки, палочки. В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов).
Следующий этап работы – рисование отрезков разной длины. Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо – пять клеток и т. п. Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур, стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Если Ваш ребенок достаточно уверенно проводит отрезки разной длины и в разных направлениях, можно переходить к «слуховым» диктантам. На зарисовку игрушек, животных и др.
Дети очень радуются, когда видят положительный результат и огорчаются неудачам. Важно, чтобы малыш испытывал положительные эмоции от работы и, тогда интерес к этим упражнениям будет только расти. Такие упражнения ценны тем, что в них закрепляются умения ориентироваться на плоскости, совершенствуются счетные навыки, закрепляются знания о геометрических фигурах и их свойствах, вводится измерительная деятельность - одна клетка принимается за единицу измерения. Кроме того, у ребенка развивается целеустремленность, усидчивость, желание выполнить работу без ошибок.