Виталия Помазкина
Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству в подготовительной группе «Дымковская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания детей о народном промысле «Дымковская игрушка»
Задачи:
1. Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки.
2. Закреплять умение самостоятельно реализовать творческий замысел в росписи дымковской игрушки - ее цветовой строй и композицию узора на объемном изделии.
3. Развивать эстетическое восприятие и художественный вкус.
Публикация «Организованная образовательная деятельность по художественному творчеству в подготовительной группе „Дымковская игрушка“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
4. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
5. Развивать коммуникативные способности свободного общения.
Предшествующая работа
Знакомство с процессом изготовления дымковской игрушки.
Чтение книг, стихов, потешек, рассматривание иллюстраций, игрушек.
Знакомство с декоративными приемами рисования.
Используя шаблоны, учились расписывать силуэты игрушек.
Изготовление детьми игрушек из глины.
СОДЕРЖАНИЕ
Девочка в костюме дымковской барышни:
- Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
И отгадайте её, друзья!
«Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.»
(дымковская игрушка)
Воспитатель. Игрушки замечательных умельцев радуют нас своей красотой. А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают в селе Дымково.)
(звучит фоновая музыка)
«Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб домов вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое
Дымково назвали.
(рассмотреть картину «Село Дымково»)
Жили в том селе веселые, озорные люди, любили они лепить веселые яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их сделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, веселые люди выносили свои веселые игрушки, и ну свистеть, зиму прогонять, весну славить праздник свестопляски
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
- Из чего делают эти игрушки? (Из глины)
- Да, из глины и мы с этим материалом прекрасно знакомы, лепили из нее фигурки. Но как же эти глиняные фигурки превращали искусные мастера в веселые игрушки? (Дети рассказывают процесс изготовления: лепили, подсушивали, обжигали, грунтовали и расписывали)
Пословицы о труде: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу время – потехе час.
Терпенье и труд все перетрут.
Хорошая работа два века живет.
Сделал дело – гуляй смело.
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поет.
Глиняные игрушки в старину делались не только для забавы. Они имели таинственный смысл: оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья. Игрушки участвовали во многих весенних обрядах, а свистом они прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.
- Что символизируют эти игрушки?
У индюка хвост вылеплен в виде солнечного круга. Образ птицы связывался с мечтой о счастье.
Баран – символ богатства и благополучия.
Конь – очень древний символ, который означает небесный огонь.
Олень – символ изобилия
(Барыни поют частушки)
1. Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
2. Дымковские барышни
Всех на свете краше
А гусары – баловни –
Кавалеры наши.
3. С лентами да бантами
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Воспитатель. А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Яркие пятна, круги,)
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами представим, что мы находимся в мастерской в селе «Дымково» побудем немного художниками, которые будут расписывать вот эти глиняные игрушки.
Закройте глаза и представьте Себе село Дымково;( стихи под музыку)
«Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски
Там рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили гам из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.»
Физминутка
Привезли мы глину с дальнего бугра
( руки на поясе, повороты с пружинкой)
Ну-ка за работу, чудо-мастера!
(руки вперед, в стороны)
Слепим, высушим – и в печь!
(лепят «ладошками»)
А потом распишем
(пальчики щепоткой, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь»,
(лепят «ладошками»)
Печка жаром пышет.
(кулачки сжимают и разжимают)
А в печи не калачи, не ватрушки,
(машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки!
(руки вперед)
А сейчас каждый из вас подумает и сам выберет тот узор, которым он будет расписывать свою игрушку. Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним такие слова:
«Сяду прямо, не согнусь,
за работу я возьмусь».
Вот теперь можно приступить к работе.
Во время работы, педагог помогает детям, которые затрудняются выбрать узор. После окончания работы, воспитатель подводит итог, анализ работ.
Воспитатель: Какие игрушки красивые у вас получились. Представьте их, пожалуйста.
Ой, люли, ой, люли!
Кони на лужок пошли!
Кони удалые,
Гордые, лихие!
Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Утка-Марфутка
Бережком идет,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведет.
Конь бежит,
Земля дрожит.
В поле травушка – муравушка
Ничком лежит.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то хорошенький,
То-то пригоженький!
Ходит бочком, ушки торчком,
Хвост торчком, нос пяточком!
Посмотри, как хороша эта девица-душа:
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво.
Барышня так красива!
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень!
Мастера-художники постарались на славу. Игрушки получились яркие, нарядные, как будто собрались на ярмарку. Спасибо за вашу работу, мастера.
Из выполненных работ предложить детям оформить выставку «Весёлая дымковская ярмарка»