Ольга Щербинина
Организационно-методическая информация ООД в гостях у сказки «Маша и медведь»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности
В гостях у сказки «Маша и медведь»
2. Доминирующая
образовательная область Речевое развитие
3. Доминирующий вид
деятельности детей Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Публикация «Организационно-методическая информация ООД в гостях у сказки „Маша и медведь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Маша и медведь», сказка
- Темочки
Коммуникативная деятельность. Восприятие художественного текста (на примере русской народной сказки «Маша и медведь». Продуктивная деятельность.
Разработка замысла и лепка из пластилина по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4.1 Общепедагогические методы и приемы
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Методы формирования сознания: разъяснение, беседа, рассказ, пример
Рассказывание сказки. Беседа, обсуждение содержания сказки, способствующая правильному пониманию обращенной к ребенку речи. Обсуждение содержания сказки. Беседа : осмысление значимости русской народной сказки для каждого человека. Обращение к опыту разыгрывания отрывков и литературно-художественных произведений.
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек).
Просьба: прослушав сказку, запомнить свои чувства и обозначить их смайликом (закрепить смайлик соответствующему эмоциональному состоянию героев сказки). Просьба: придумать образ героев сказки, запомнить их, продумать материалы и инструменты, совет: спланировать свои действия, довести замысел до конца (создать одного из героев сказки и предметное окружение из пластилина).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; соревнование; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха; дедукция, индукция, аналогии, выбор.
Наглядность: рассматривание иллюстраций, показ кукольного театра. Проблемная ситуация: подобрать атрибуты, которые помогут провести игру-драматизацию сказки.
4.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Наглядные методы
Рассматривание иллюстраций к сказке «Маша и медведь».
Показ смайликов, соответствующих эмоциональному состоянию героев сказки.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Маша и медведь» методом показа кукольного театра.
Обсуждение приема в лепке сказочных героев.
Словесные методы
Чтение сказки «Маша и медведь» педагогом. Беседа по содержание сказки.
Рассказывание сказки «Маша и медведь» методом показа кукольного театра. Обсуждение приемов лепки сказочных героев.
Практические методы
Лепка из пластилина «Пирожков».
Пальчиковая игра «Пирожки»
Показ кукольного театра по сказке «Маша и медведь» Лепка из пластилина сказочных героев по выбору и представления детей (Маша, мишка, собачка).
Драматизация отрывка из сказки «Маша и медведь»
5. Интеграция образовательных областей
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Художественно-эстетическое развитие: восприятие изобразительного и стихотворного текста, художественное творчество по созданию из пластилина предметов сказки (пирожок).
Познавательное развитие: расширять представление о лесе, развивать и закреплять сенсорные способности.
Речевое развитие: совершенствовать речь, умение более точно характеризовать ситуацию.
Социально-коммуникативное развитие: продолжать совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Физическое развитие: перемещение по группе со сменой видов деятельности, выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения. Художественно-эстетическое развитие: восприятие изобразительного и стихотворного текста, художественное творчество по созданию из пластилина сказочных героев (Маша, мишка, собачка) по мотивам сказки «Маша и медведь».
Познавательное развитие: обогащать представление о лесе, анализировать фору предметов в целом и отдельных их частей.
Речевое развитие: высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; помочь детям в освоение речевого этикета.
Социально-коммуникативное развитие: подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила личной безопасности, воспитывать культуру поведения в лесу, содействовать творческому использованию в играх впечатлений о сказке.
Физическое развитие: формирование потребности детей в ежедневной двигательной деятельности и привычки сохранять осанку.
6. Возрастная группа Младший дошкольный возраст (3-5 года)
7. Цель Развитие речи детей в процессе приобщения к устному народному творчеству.
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
8. Задачи
Планируемые результаты
Младшая подгруппа
8.1 Формировать разнообразные интересы и способности детей, умение лепить из пластилина. Проявляет интерес к лепке, охотно включается в беседу по поводу сказки.
8.2 Развивать речь детей, обогащая словарный запас, умение отвечать на вопросы; развивать мелкую моторику рук. Использует в собственном творчестве опыт работы с пластилином, правильно отвечает на вопросы, понимает обращенную к нему речь.
8.3 Воспитывать доброе отношение к героям сказки, самостоятельность, стремление действовать согласованно. Умеет согласовывать свои действия с товарищами. Правильно оценивает поступки героев сказки.
Старшая подгруппа
8.1 Формировать умение лепить из пластилина, закрепляя приемы лепки. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопонимании. Не затрудняется в выборе изобразительного материала, объясняя его необходимость для реализации замысла. Совершенствует речь, умение более точно охарактеризовать ситуацию.
8.2 Развивать речь детей, продолжать обогащать словарный запас, самостоятельность детей в организации театральной игры. Умеет высказывать предположения и делать простейшие выводы; излагает свои мысли понятно для окружающих. ,
8.3 Воспитывать чувства коллективизма, расширять и уточнять представления детей в окружающем мире. Использует элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Использует в играх представления об окружающем мире.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения. Самостоятельное нахождение необходимой атрибутики для постановки отрывка из сказки. Сложности в разыгрывании отрывка из сказки. Возникновение проблемной ситуацииэ Способы преодоления : согласовать свои действия с товарищами Обсуждение и решение проблемы с другими детьми и педагогом. Разыграть отрывок из сказки. Поиск решения проблемной ситуации.
10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Литературный ряд Русская народная сказка «Маша и медведь» Музыкальный ряд Русская народная песенка «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку
Материалы и оборудование персонажи кукольного театра (Маша медведь бабушка и дедушка собачка)маска или костюм для ребенка игрушечный короб платок пластилин дощечки для лепки салфетки тарелочки Литературный ряд русская народная сказка «Маша и медведь». Музыкальный ряд русская народная песенка «Я пеку, пеку, пеку».
11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Наблюдения в природе (прогулки в детском саду и в семье). Знакомство и изучение особенностей разных жанров литературы. На предыдущем занятии ознакомились с содержанием сказки «Маша и медведь» (обработка М. Булатова). Проводилась пальчиковая игра «Пирожки».
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Вместе с воспитателем знакомятся с персонажами кукольного тетра (Машенькой, медведем, бабушкой, дедушкой и собачкой). Показ иллюстрации к сказке, размышления о бережном отношении к собственной безопасности. В процессе беседы обсудить, какие чувства вызывают иллюстрации, какое настроение они несут. Обсуждение персо нажей сказки, организация пальчиковой игры.
1.2 Мотивация деятельности детей
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Впечатления, полученные от прослушивания сказки,, выполнение второстепенных ролей при показе отрывка из сказки старшими детьми.
Постановка проблемной игровой задачи. Введение новых ролей.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Цель детской деятельности: слепить из пластилина пирожки, «угостить» ими персонажей из сказки (бабушку, дедушку и медведя.)
Цель детской деятельности: подготовить игру-инсценировку по сказке для показа детям младшей подгруппы
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Использовать сказку «Маша и медведь» для развития умений и навыков внимательного и заинтересованного слушания сказок,стихотворений,запоминания считалок, скороговорок.
Обсуждая с детьми главных героев сказки, формировать привычку говорить грамматически правильно, уделить внимание речетворчеству и речевой самостоятельности.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Прослушать с детьми сказку «Маша и медведь», сопровождающуюся показом кукольного театра, предложить выделить основную идею, единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку).
Дать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения, образные выражения, передавать особенности характера персонажа с помощью мимики, жестов, движения и интонационно-выразительной речи.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Предложить детям привлечь сказочных героев помочь «бороться» с детской ленью, грубостью,капризами и непослушанием, пригласить их поиграть во время проведения режимных моментов.
Разыгрывание отрывка из сказки,его модулирование (с использованием необходимых атрибутов, обсуждения текста, поведения героев). \ \
В процессе самостоятельной творческой деятельности по сказке «Маша и медведь» акцентрировать внимание на выборе атрибутов для постановки игры-драматизации.
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Младшая подгруппа Старшая подгруппа
Обсудить с детьми, что произвело особенное впечатление в этой сказке, научились ли они правильно оценивать поступки главных героев. Обобщить детские описания и выводы.
Отметить артистические качества,творческий потенциал детей, предоставить возможность выступать с показом игры-драматизации по сказке «Маша и медведь» перед детьми младшей подгруппы,сверстниками,родителями и другими гостями.
3.2 Взаимодействие детей младшей и старшей подгрупп
Привлечь детей младшей подгруппы к драматизации отрывка сказки «Маша и медведь», выполняя второстепенные роли при показе. Посвятить их. которую,дети поставили и как они шли к этой цели. Обсудить возможность самостоятельного изготовления атрибутов для постановки игр-драматизаций. Определить необходимую работу по пополнению литературного багажа стихотворениями, загадками, считалками, частушками.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Пальчиковая игра «Пирожки»
Подготовка и проведение игры-драматизации по сказке «Маша и медведь».
Ребёнок с участием педагога
Лепка сказочных героев и предметов из сказки. Работа по развитию мелкой моторики руки, по закреплению приёмов лепки.
Распределение ролей и обсуждение с детьми применения атрибутов для показа сказки.
Ребёнок готовится к исполнению ролей героев сказки (освоение ролей и реплик).
Работа по закреплению приёмов лепки, развитию мелкой моторики рук.
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам
Деятельность по инициативе ребёнка или группы детей
Завершение работы (в случае необходимости) по оформлению продуктов творческой деятельности.
Пальчиковые, подвижные игры (создание и развитие сюжета, на основе изученных ролей).
Самостоятельная лепка по мотивам сказки.
Литература.
1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы»— М. : мозаика синтез, 2014.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.
8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.
9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.
10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л. Малашенковой. – Омск: ООИПКРО, 2001.
Приложение 1
Артикуляционная гимнастика
-Представьте, что ваши губы – это молния на сумочке,
и мы её будем расстёгивать и застёгивать.
Упражнение “Застёгивание и расстегивание молнии” :
улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удержать их
в таком положении под счёт до пяти (застегнули молнию).
Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
-Перед нами большие и маленькие пуговицы.
Сначала мы выбираем большие, затем маленькие.
“Упражнение “Большие и маленькие пуговицы” :
максимально округлить губы (большая пуговица,
вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).
-Пришивать пуговицы мы будем вот такой тоненькой и
острой иголочкой. “Упражнение “Иголочка” : вытянуть
“острый” язык как можно дальше изо рта и удерживать
его в таком положении (под счёт до “пяти-шести”)
У нас есть воротники с широкими и острыми краями.
“Упражнение “Воротник с широкими и узкими краями” :
чередовать положения “широкого” и “узкого” языка.
Положить “широкий” язык на нижнюю губу
(“круглый воротничок”). Вытянуть “острый” язык
(“воротничок с острыми краями”).
Пришивать воротники мы будем на швейных машинках.
Сначала на электрической, а затем на ручной.
Упражнение “Шитьё на разных швейных машинках” :
Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые
края прижать к коренным зубам и произносить: “Д-д-д”
(шьём на электрической швейной машинке, “Т-т-т”
(шьём на ручной швейной машинке).
-Строчка у нас должна получиться тонкая, ровная.
Упражнение “Строчка” : кончик языка “иголочка”
ритмично касается верхней губы начиная с угла рта.