Папки-передвижки

Консультация на тему «Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении»

Галина Кольцова
Консультация на тему «Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы

На развитие ребенка дошкольника в значительной степени оказывает влияние среда, наследственность и воспитание.

Среда – это окружающее человека пространство, зона его непосредственной активности, развития и действия.

Публикация «Консультация на тему „Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении“» размещена в разделах

Известно, что враждебная в эмоциональном и физическом плане среда тормозит развитие ребенка, а благоприятная, развивающая среда, наоборот, стимулирует его развитие. Возможен и нейтральный вариант, когда окружающая среда никак не воздействует на ребенка.

Исследования ученых показывают, что специальным образом организованная среда, способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, творческих способностей, самостоятельности, активности, детской любознательности.

В обогащенной развивающей среде ребенок имеет право и свободу выбора деятельности, исходя из своих интересов, возможностей, а также у него развивается ответственность за результат своей деятельности. Таким образом, среда способствует целостному развитию личности ребенка.

Важны следующие характеристики благоприятной среды для ребенка-дошкольника.

1. Комфортность и безопасность обстановки.

Ребенку-дошкольнику важно чувствовать себя защищенным. Для этого рекомендуется внести в интерьер групповой комнаты более привычные для ребенка мягкие диваны, кресла, подушки и коврики. Это снимает стрессобразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения. Ребенок вправе выбрать для себя удобное место для игры, рисования, любимого занятия. Настоящие настольные, настенные лампы, бра также создают ощущение уюта и комфортности.

2. Богатство сенсорных впечатлений.

Сенсорные способности ребенка являются базовыми в системе интеллектуальных способностей, Поэтому важно обеспечить в группе многообразие цвета, форм, материалов, обеспечивающих гармонию окружающего мира.

В группе должно быть достаточно различного бросового, природного материала, а также разнообразных естественных бытовых вещей: фотоаппараты, бинокли, шлем, очки, чемодан и т. д. Это будет способствовать обогащению чувственного опыта дошкольников.

3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

Содержание окружающей среды должно напоминать ребенку жизнь в естественных условиях. Специально оборудованное пространство позволяет ребенку проявлять интерес, включаться в деятельность, самостоятельно решать познавательные задачи. Например: играя в специально оборудованный для перевозки пассажиров «поезд», дети, выполняя роль диспетчеров, проводников, фиксируют количество перевезенных пассажиров: мальчиков, девочек, взрослых детей освоенными ими способами: записывают цифрами, условными знаками, схематическими рисунками. В зависимости от возраста можно предложить детям фиксировать путь следования поезда на карте, составление путевого дневника (составление творческих рассказов детей и т. д.).

3. Обеспечение возможности для исследования.

В групповой комнате детского сада должны быть созданы условия для специального самостоятельного обучения, детского экспериментирования. Для развертывания исследовательской деятельности ребенку необходимы следующие материалы: мерные кружки, формочки, приборы, весы, вода., глина, песок, магнит, часы. пипетка, микроскоп, лупа и т. д.

В такой среде каждый ребенок сможет индивидуально испытать свои возможности и способности в процессе познания окружающего мира.

Однако, каждый педагог должен помнить, что создаваемая им развивающая среда должна способствовать реализации задач той программы, по которой он работает, а также учитывать возраст, уровень развития, склонности воспитанников, половой состав группы, а также личностные особенности самого воспитателя.

Личные интересы, талант воспитателя, его установки должны найти отражение в строении образовательной среды. Кто-то предпочитает идеи краеведения или экологического воспитания, кто-то является знатоком и поклонником идей М. Монтессори, кого-то больше увлекает изодеятельность, творчество.

Но главным условием построения образовательной среды ребенка должно быть то, что она должна способствовать реализации идей развивающего обучения.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна лишь при условии построения личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя и ребенка и соблюдении определенных принципов.

1. Принципы уважения к потребностям, нуждам ребенка: потребности в движении, потребности в общении, потребности в познании. Т. е. ребенок сам определяет с кем, где, как, во что он будет играть.

Оформление групповых комнат должно, в первую очередь, учитывать возрастно-психологические особенности каждого возраста, сензитивные (наиболее благоприятные) периоды в жизни ребенка. Например: возраст трех лет является сензитивным для развития движения и речи. Поэтому необходимо в оборудование включать мячи, горки для прокатывания мячей, шариков, ребристые, наклонные доски,и т. д., а также книжки с прочными страницами, простые сюжетные картинки для самостоятельного рассматривания.

В старшем дошкольном возрасте необходимо создать условия для совместной деятельности: режиссерских игр, сюжетно-ролевых, трудовой деятельности, учебной деятельности. Высота мебели должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75 см.).

Чтобы среда действительно была развивающей, дети должны иметь свободное пространство для выбранной игры или другого вида деятельности: место для постройки, развертывания игры, для игр с песком и водой, для спокойных игр и занятий.

Воспитатель должен видеть все игровое пространство детей, не перемещаться без надобности по комнате. Целесообразно иметь ширмочки, стеллажи с открытыми полками.

Рекомендуются следующие центры игрового и образовательного пространства:

- центр сюжетно-ролевой игры;

- центр грамотности (книжный уголок, пособия и оборудование по развитию речи, подготовки к письму и чтению театральные игры).

- центр науки (уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с нужным оборудованием и материалами).

- центр строительно-конструкторских игр

- центр математики (пособия, дидактические игры. игротека).

- центр искусства: предметы искусства, материалы и оборудование по изобразительной деятельности:

2. Принцип уважения к мнению ребенка.

Оборудуя группу с точки зрения взрослого человека, воспитатель должен предусмотреть интересы и желания ребенка. Ведь если взрослый предпочитает мягкий уголок, то дети выберут для игры пару поролоновых матов, на которых можно поваляться, перенести в другое место, поиграть в путешествие на плоту.

Воспитатель подбирает красивые обои для группы, а детям важно иметь «рисовальную стенку» : прикрепленные рулонные белые обои, на которых можно рисовать красками, фломастерами, даже рукой. Важно учитывать желания и мнения ребенка при организации развивающей среды.

3. Принцип функциональности.

В обстановке групповой комнаты должны быть только те игры, пособия, которые востребованы детьми. Если дети не играют в «Магазин» с продуктами, следует убрать его и разместить магазин одежды, где дети смогут примерять и покупать вещи. Желательно, чтобы игры и пособия, которые находятся в группе, были многофункциональны, т. е. использовались в различных играх, деятельности.

4. Принцип опережающего характера содержания образования.

Примерно 15% материалов должны быть ориентированы на детей более старшего возраста, примерно на год. Ведь дети различны по условию своего развития, некоторые могут использовать игры более сложного содержания. Дает возможность наблюдать воспитателю, как дети справляются с играми, используя уже имеющиеся навыки. Дети, используя более сложные игры, стремятся понять их содержание, разобраться в новом.

4. Принцип динамичности – статичности среды.

Развивающая среда должна изменяться так же, как растет и меняется сам ребенок. Оставаясь уютною, привычною, она должна быть всегда интересна ребенку, стимулировать его развитие.

Первоначально 2 месяца среда обустраивается. Затем примерно один раз в 2 месяца часть материалов необходимо менять, переставлять оборудование.

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, что среда помогает ребенку жить, развиваться, самосовершенствоваться.

Публикации по теме:

«Дизайн предметно-развивающей среды группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста»«Дизайн предметно-развивающей среды группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста» «Дизайн предметно-развивающей среды группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста» Все, что окружает ребенка – это не только.

Консультация для воспитателей «Построение развивающей среды с учетом зоны актуального и ближайшего развития» Построение развивающей среды с учетом зоны актуального и ближайшего развития На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении»
Опубликовано: 22 декабря 2014 в 22:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кольцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД