Гриценко Вера
Организация эксперементальной деятельности в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Слайд 1 «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период».
Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?
Слайд 2 В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Публикация «Организация эксперементальной деятельности в летний период» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Опыты и эксперименты в летний период
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2021
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Слайд 3 Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Конечно, взрослому легче сделать все самому и оставить детям роль наблюдателей. Но эффективность обучения будет в этом случае гораздо ниже. Какими бы интересными ни были действия педагога, ребенок быстро устает наблюдать за ними.
Слайд 4 В начале эксперимента – опыта объясните детям, что именно вы собираетесь проверить, предложите предсказать результаты исследований, но не оценивайте высказывание. Для развития мышления очень важно научить прогнозировать возможные результаты своих действий, обсудить гипотезу: «Что нужно сделать? Почему?»
Побуждайте ребенка как можно больше говорить. Пусть он сформирует выводы: что нового ему удалось выяснить.
Дети должны быть активными участниками обсуждения. Не формируйте за них выводы, сделайте это совместно. Важно не только провести опыты, но и связать результаты этой деятельности с повседневной жизнью, с наблюдениями дома и на улице, с трудом в уголке природы и на огороде, использовать в играх детей.
Даже совсем маленький ребенок активно экспериментирует, познавая мир.
Слайд 5 Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Слайд 6 Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы:
• Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
• Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно.
• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Слайд 7 Правила безопасности жизнедеятельности детей :
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умения делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.
После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.
Слайд 8 Каким же образом побуждать ребят к играм, например, с песком? как наполнить их деятельность интересным содержанием?
Слайд 9 Для этого необходимо оборудование: пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки, грабельки, ситечки, игрушки, легко моющиеся (машины, куклы, а также дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья. Можно предложить для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной пленки, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть зачищены, природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).
Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке, а для формовки песка — пластмассовые емкости разной формы и размера.
Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.). Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии, иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.
Слайд 10 Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.
Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. Можно провести с детьми следующие эксперименты :
Слайд 11 «Волшебное сито»
Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.
«Чьи следы?»
Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.
Слайд 12 «Свойства сухого песка»
Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
«Свойства мокрого песка»
Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Слайд 13 «На каком песке легче рисовать?»
Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой.
«Волшебный рисунок»
Задача: дать детям представление о том, что песком можно рисовать.
Слайд 14 Игры с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Слайд 15 Для организации игр детей с водой на участке используются надувные бассейны или другие емкости. Также используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы. Лейки, ведерки, водяные мельницы, брызгалки, колбочки, краски пищевые. Сачки, разноцветные шарики, камешки, лодки, кораблики — из древесной коры, пенопласта, уточки, рыбки, лягушки — из поролона, плоты из веток деревьев.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:
Слайд 16 «Вода прозрачная».
Задача: выявить свойство воды – прозрачность.
«Вода может изменить свой цвет»
Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Слайд 17 «Вода не имеет запаха».
Задача: выявить, что вода не имеет запаха.
«Вода принимает форму».
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Слайд 18 «Животворное свойство воды».
Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
«Вода может склеивать».
Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды.
Слайд 19 На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его свойствах:
Игры с воздухом, или игры с ветром.
Слайд 20 Для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги. Опыты с воздухом могут быть следующие :
Слайд 21 «Почувствуй воздух»
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
«Воздух повсюду».
Задача: проверить есть ли воздух в пустом сосуде.
Слайд 22 «Воздух работает»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
«Я вижу воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Слайд 23 «Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
«Вертушка»
Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей определять направление ветра.
Слайд 24 ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ
Слайд 25 «Где сильнее греет солнце»
«Как появляются солнечные зайчики?»
«Разноцветный мир»
«Как появляется тень?»
«Почему повял цветочек?»
Слайд 26 «Свет и тень»
Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
«Таинственные стекла»
Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
Слайд 27 «Знакомство с лупой»
Задача: познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением.
«Солнечные зайчики»
Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Слайд 28 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».К. Е. Тимирязев
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире.
Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребёнка, их интересы.
Слайд 29 Доклад окончен, благодарю за внимание!