УМА ДЖАФАРОВА
Организация экономического воспитания детей и обучение их элементам финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети с раннего детства, так или иначе, сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его этому не учат. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать».
Публикация «Организация экономического воспитания детей и обучение их элементам финансовой грамотности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Именно поэтому в дошкольной педагогике не так давно появилось инновационное направление — экономическое воспитание, через которое мы помогаем создать у малыша правильное представление о деньгах, семейном бюджете, производстве, потреблении и прочих важных понятиях.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. развивающей среды, в которой оно происходит. Для создания необходимой развивающей среды в группах создан центр «Экономическая азбука» в котором имеется банкомат (изготовленные силами воспитателей и родителей, а также лепбук, дидактические и настольно печатные игры по экономическому воспитанию. В центре с/р игр дети могут попробовать себя в роли продавца или покупателя, швеи или дизайнера, врача или пациента. К сюжетно-ролевой игре «Магазин» приобретен кассовый аппарат, сделаны чеки, деньги, ценники, имеется прилавок.
Для того чтобы работа велась последовательно и в системе в своей работе мы используем программу А. Д. Шатовой «Дошкольник и Экономика». Программа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Чем младше возраст детей, тем глубже и
разносторонней должна быть эта связь.
Программа «Дошкольник и экономика» реализуется по нескольким направлениям. Материал программы представлен в четырех разделах-блоках
1. «Труд-продукт»
2. «Реклама: желания и возможности»
3. «Деньги, цена, стоимость»
4. «Полезные навыки и привычки в быту»
В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Одно из преимуществ программы Анны Шатовой — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах: занятия-соревнования, занятия- путешествия, занятия-викторины, беседы.
Конечно же, сделать экономику доступной нам помогает игра. В своей работе мы используем интеллектуальные игры и развлечения, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, творческие игры и игровые ситуации. Вовлекая ребенка в ту или иную игру мы опираемся на жизненный опыт детей, стремясь уточнить и расширить их представления из области экономики.
Педагоги с удовольствие придумывают и изготавливают дидактические игры по экономическому развитию, так как на сегодняшний день редко встречаются игры для детей дошкольного возраста, чаще всего игры рассчитаны на детей от 7 лет
Расширить знания детей по экономическому воспитанию дошкольников помогает технология «Гость группы».
Технология «Гость группы» реализуется по двум направлениям
1. Социальные партнеры (в нашем случае «Центробанк»)
2. Родители
Сотрудник «Центробанка» бывают в гостях у детей с темой : «История рубля, какие можно встретить ещё денежные средства», понятие «Бюджет»», «Что такое банк», «Деньги», «Зачем нужны деньги.»
Родители принимают активное участие в образовательном процессе, каждые две недели у детей новый гость, родитель, который знакомит детей со своей профессией.
По возможности дети подготовительной группы посещают «Мастерславль». Мастерславль, это интерактивный, развивающий настоящий город в миниатюре со своей инфраструктурой и законами, где дети выполняют «взрослые функции» и становятся мастерами в той или иной отрасли через игру в атмосфере доброты и радости. В Мастерславле можно поработать строителем, служащим банка, пожарным, стоматологом, полицейским, почтальоном, маляром, получить "зарплату" и потратить её. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития всех важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Самым сложным блоком в нашей практике оказался блок «Реклама: желания и возможности». Дети редко используют в речевой деятельности понятии «реклама», «рекламодатель», «рекламопроизводитель», «рекламное агентство», им довольно сложно освоить разные способы изготовления рекламы, а также изготовить рекламу, перенести на флайер свои мысли или выразить все желаемое словами. Отсутствует понимание того, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека, дети также не умеют разделять свои желания и возможности семьи.
Необходимо отметить, что экономическое воспитание осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников. Семья и детский сад передают ребенку первый социальный опыт. Мы разъясняем родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы. Нельзя допускать, чтобы у детей складывалось представление о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания.
В заключение хотелось бы отметить что, современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же, работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности.