Ирина Теплова
Организация взаимодействия с родителями воспитанников по изучению правил дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение Правил дорожного движения малыши начинают в возрасте 3-4 лет. В игровой увлекательной форме детей знакомят с сигналами светофора, с разметкой дороги на тротуар и проезжую часть. Чем старше становится ребенок, тем серьезнее становятся занятия с детьми. Но практический опыт безопасного поведения на дороге дошкольники получают с родителями.
Публикация «Организация взаимодействия с родителями воспитанников по изучению правил дорожного движения» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В японской методике раннего развития есть такая особенность при выработке определенного навыка у ребенка – это многократность повторений, пока данный навык не перейдет в привычку. В условиях детского сада можно выработать навык, но сформировать привычку помогут родители.
Приведу пример. Готовясь к переходу через дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, я ожидала, пока проедем легковой автомобиль. Машина слегка притормозила перед пешеходным переходом, но продолжала движение. Рядом со мной стоял 6-7-летний мальчик. И вдруг мальчик бросился бежать через дорогу! Ни я, ни рядом стоящая женщина не успели среагировать, но успел затормозить водитель и только слегка толкнул бегущего ребенка. Тот упал, вскочил и побежал. Выбежавший водитель не смог его догнать. Я так и стояла в шоковом состоянии. С тех пор я всегда крепко держу ребенка за руку не только при переходе через дорогу, но и стоя у дороги в ожидании сигнала светофора. Ребенок, у которого не сформирован до автоматизма навык безопасного поведения на дороге может совершить непредсказуемый поступок.
Не стоит пугать родителей страшными картинами аварий на дороге – они и так бояться за своих детей, но донести до взрослых ту меру ответственности, которую они берут на себя за безопасность своего ребенка необходимо. Некоторые современные родители самонадеянно полагают, что чтение консультации, подготовленной педагогом – это бесполезная трата его драгоценного времени. Следовательно, необходимо применять другие методы повышения педагогической компетентности родителей. Педагогами было отмечено, что проблемные вопросы анкетирования или тестирования активизируют желание родителей восполнить имеющиеся пробелы в знаниях короткой и лаконичной информацией. Значит, прежде чем предлагать родителям какие – либо рекомендации по изучению Правил дорожного движения, необходимо поинтересоваться уровнем из знаний по данной теме. Вопросы родителям задаются о знаниях детей и их навыках. Например, в анкете можно обратиться к родителям с вопросом «Как Вы считаете, знает ли Ваш ребенок, что…» И далее следуют несколько вопросов о знаниях детей. Тем самым родители озадачиваются сами и интересуются правильным ответом. Так же можно сформулировать вопрос о наличии определенных навыков. Так постепенно возникнет доверительный диалог, когда педагог, не навязывая своего мнения, составляет короткие рекомендации по всем вопросам, затронутым анкетированием. Каждый родитель выберет для себя необходимую информацию.
Вовлечение родителей в образовательный процесс поможет им приобрести опыт практического взаимодействия со своим ребенком. «Игра по всем правилам» - так называется совместное развлечение в старшей группе по Правилам дорожного движения. В игровой, непринужденной обстановке взрослые и дети закрепили правила поведения на автобусной остановке, в самом автобусе, и конечно, при переходе через проезжую часть. Только вот игра была «наоборот» : это дети учили своих родителей Правилам ДД. Таки образом, показывая образец своего поведения на дороге : подошел с ребенком к пешеходному переходу, возьми его за руку и спроси правила перехода через дорогу. И не беда, что ребенок не улице возмутится постоянством вопросов родителя, можно и здесь найти забавную ситуацию, притворившись, что ты забыл эти Правила.
И чем чаще ребенок будет играть в детском саду в сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры с Правилами дорожного движения, а родители будут напоминать о поведении на дороге каждый раз переходя дорогу, то, оставшись один на один с пешеходным переходом, он вряд ли побежит как тот мальчик.
В подготовительной к школе группе объединению взрослых и детей способствует проведение различных социально-значимых акций, направленных на создание безопасных условий для передвижения на дороге.
Чтобы привлечь внимание родителей, перевозящих в своих машинах детей, проведи акцию «Детское кресло – детям». Вместе с детьми родители организовали патрули возле пешеходных переходов, отмечая безопасное передвижение детей и подростков по «зебре». Обращали внимание и на родителей с детьми, брали у них интервью о соблюдении правил перехода (Акция «Зебрята»).
В подготовительной к школе группе появилась новая форма совместной деятельности родителей и детей как квест-игра. За учебный год провели такие игры как «Дорожный марафон», «Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога». В игровой форме родители и дети повторили и обогатили свои знания и практические навыки безопасного поведения на дороге и на улице. При выполнении заданий дошкольники и их родители совместно отгадывали загадки, анализировали подсказки, помогали друг другу передвигаться через препятствия, находили ответы. Дружеская поддержка объединила родителей со своим ребенком и коллектив родителей группы.
Собеседование с родителями и анкетирование подтвердило успешность выбранных инновационных форм работы с родителями по формированию у дошкольников безопасного навыка поведения на дороге.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Козловская Е. А. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах (для педагогов дошкольных образовательных учреждений) / Е. А. Козловская, С. А. Козловский. М., 2006. -108 с.
3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора [Текст] : Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет/ Т. Ф. Саулина – М. : Мозаика- Синтез, 2008.
4. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду [Текст]/ Е. Я. Хабибуллина - Санкт Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010
5. Методические материалы по вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей и подростков. – Екатеринбург: ГБОУ СО ЦППРиК «Ладо», 2014. – 52 с.