Валерия Князева
Организация взаимодействия детей на основе игрового сюжета
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько в последствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.
Публикация «Организация взаимодействия детей на основе игрового сюжета» размещена в разделах
Начальный этап игровой деятельности – ознакомительная игра с предметом-игрушкой по мотиву, заданному ребёнку взрослым. Её содержание составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов.
Следующий этап игровой деятельности - отобразительная игра: для неё характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста.
На рубеже второго и третьего годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание: действия ребёнка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
К трём годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-ролевой игры – основного вида деятельности дошкольника. Игра начинает приобретать развёрнутый характер, в ней единым смыслом связывается несколько задач. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметы-заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.
Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Тут-то и появляются первые игровые замыслы : “Давай поедем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник”. Теперь игровые задачи решаются совместно всеми участниками (строят дом, играют в семью, то есть в подлинно коллективной игре. Хорошая игра – залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.
Исследования, проведенные А. П. Усовой и ее учениками, выявили следующие уровни (этапы) становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:
1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки, мешает играющим детям). Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других.
2. Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
3. Уровень игр рядом проявляется в том, что двое – трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня заключается в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого: нельзя мешать, следует в случае необходимости считаться с другим (потесниться, обменяться игрушками или уступить свою).
4. Уровень кратковременного общения, взаимодействия – характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Он пытается договориться о предстоящей игре, вносит свои предложения, готов прислушаться к словам партнеров и подчиниться справедливому требованию. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие игрушки, предметы. Но замысел еще не устойчив, в ходе игры дети могут заменить его или забыть о нем. Кто-то может выйти из игры, что приведет ее к распаду, к конфликтам. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее. Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости в общей деятельности.
5. Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок, находящийся на этом уровне, обладает начальными формами ответственного отношения в своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность взаимодействия связана с заинтересованностью в содержании игры. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересную сюжетно-ролевую игру, организовать ее и играть долго.
6. Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
Планирование педагогических мероприятий, направленных на формирование поэтапно усложняющейся самостоятельной игры детей, является необходимым условием полноценной организации педагогического процесса. Важно понять, что планировать надо систему педагогических мероприятий, а не сюжетную линию игры детей, так как это ограничивает их действия, тормозит развитие самостоятельности и инициативы.
Планирование педагогических воздействий помогает, с одной стороны, направлять детей на отображение в игре новых явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложнять многие способы и средства воспроизведения этой действительности.
Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
В психологических и педагогических исследованиях показано, что интерес к сверстникам обнаруживается у детей достаточно рано, уже в начале второго года жизни. Однако, если не учить детей играть друг с другом, устанавливать содержательное взаимодействие, они могут неадекватно реагировать на действия сверстников, воспринимать их как угрожающие.
Формирование простейшего взаимодействия между детьми можно начать, используя любые “катающиеся” предметы (мячик, тележка и т. п., которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга. Для проведения такой работы нужны скамеечка и мячик. Одному из детей предлагается встать у конца скамеечки, а воспитатель встаёт у другого конца и предлагает покатать мячик друг другу. Достаточно 4-6 обменов мячом, чтобы ребёнок освоил такого рода действия.
Чтобы переключить в дальнейшем детей на партнёров-сверстников, надо продемонстрировать им целостную схему взаимодействия. Например, подключить к игре няню и показать взаимодействие с ней в паре. После показа всем детям образца взаимодействия двух взрослых для успешного последующего самостоятельного взаимодействия малышей очень важной является помощь воспитателя на начальной стадии их взаимодействия. Следует помочь детям правильно выбрать место (встать с двух концов скамейки или ковровой дорожки при катании мяча, обратить внимание детей друг на друга.
Организация условий для совместных предметных действий очень быстро даёт результат – изменяется эмоциональная атмосфера в группе: исчезают слёзы и крик. Реже становятся ссоры из-за игрового предмета, дети легко вступают в контакт по собственной инициативе. Такая работа по организации взаимодействия детей на доступном им уровне позволяет обеспечить большую их самостоятельность, ориентацию на сверстников, заложить основу совместной сюжетной игры в будущем.
Не нужно специально организовывать детей. Достаточно первоначального обращения к детям. Эмоциональная окраска действий взрослого, необычность его позиции “играющего” сразу же привлекают внимание детей. Как правило, малыши внимательно наблюдают за игрой взрослого. Если кто-то из детей занят собственной игрой, не надо настаивать на том, чтобы он её прекратил.
Важно также использовать возникающее между детьми простое предметное взаимодействие, как бы обрамляя его сюжетным контекстом. К примеру, дети, расположившись друг против друга, катают туда и обратно тележку, в данном случае можно предложить перевозить кирпичики на машине, чтобы построить дом кукле. В ходе таких игр малыши начинают сами обращаться к партнёру-сверстнику, требуя от него соответствующих смыслу сюжетной ситуации игровых действий (“Давай кирпичик!”, “Вари кашу!”, “На, ешь мороженое!” и т. п., т. е. действуют вместе в рамках пока ещё очень простого общего сюжета.
Проверить продвижение детей в освоении игровых умений можно, наблюдая за их самостоятельной деятельностью. Если дети в самостоятельной игре развёртывают цепочки из 2–3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы-заместители, называя действия с ними, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника – можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.