Наталья Бороздина
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Организация театрализованной деятельности дошкольников
на разных возрастных этапах»
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации знания детей.
Публикация «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
В процессе театрализованных игр : расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции; происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного; активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи; совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства. Одно из таких пособий — счётные палочки Кюизенера.
Счетные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше», «право - лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Использование "чисел в цвете" позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения
Все ступеньки до одной
Знаем в лесенке цветной!
Первая – это белый листок,
Вторая - розовый лепесток,
Третья – как голубой океан,
Четвертая - словно красный тюльпан,
Пятая – желтый солнечный цвет,
Шестая - сиреневый яркий букет,
Седьмая – черный пушистый кот,
Восьмая – вкусный вишневый компот,
Девятая – синий мой мячик,
А десятый – оранжевый зайчик.
Использование в педагогическом процессе ДОУ пособия Кюизенера помогает решению многих задач:
Образовательные:
• формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении;
• закрепление количественного и порядкового счёта;
• освоение понятия «состав числа», обучение навыкам сложения, вычитания;
• формирование измерительных умений (в частности, сравнение предметов по их длине, ширине и высоте);
• закрепление знаний геометрических фигур (путём складывания их из элементов набора).
Развивающие: деятельность с набором Кюизенера базируется на активном размышлении, поиске правильных способов действий. Поэтому пособие развивает детский интеллект, познавательную активность, а также мелкую моторику, конструктивные навыки, ориентировку в пространстве, внимание, воображение и фантазию.
Воспитательные: занятия с данным дидактическим материалом формируют такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность.
Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением.
Чтобы деятельность была успешной, игры должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.
Младших дошкольников вначале просто нужно познакомить с набором. Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры. Можно предложить ребя-там соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх (например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты). В ходе подобных игр ребята сами делают определённые открытия. Важно постоянно предлагать малышам обследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным. Постепенно педагог вводит задания и упражнения (игровые) со счётными палочками.
В старшем возрасте будет достаточно схемы или словесной инструкции. Помощь воспитателя в процессе выполнения заданий должна носить косвенный характер: педагог предлагает ребёнку ещё раз подумать, попробовать другой вариант действий. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их проверяли.
Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности воспитатель продумывает различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самое настоящее солнышко (игрушка, к которому надо проложить дорожку. Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить будку для собачки, лестницу для куклы и т. д.). В старшем же дошкольном возрасте уже можно заинтересовать детей соревнованием (составление на скорость цифр из палочек и т. п.).
Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки. Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей. Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:
Образовательные:
• закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
• накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
• совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
• формирование основ алгоритмического мышления.
Развивающие: совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
Воспитательные: воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша уместно уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог просто знакомит малышей с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После такой адаптации можно предлагать дошкольникам простейшие задания : к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством (например, цвет, на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.
Задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:
- задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать);
- тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам;
- развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения;
- отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.
Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.
Используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.
Игры и упражнения с палочками Кюизенера и пособиями Дьенеша воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.