Ирина Зенкова
Организация сюжетно-ролевых игр с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребёнка дошкольного возраста игра имеет исключительное значение. Игра для них учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Значительная часть жизни ребёнка проходит в игре. Поэтому, управляя игрой, мы сможем решить большие воспитательные задачи.
Играя, ребёнок подражает взрослым, говорит словами взрослых, но вместе с тем, ребёнок осмысливает воспринятые явления жизни. Вот почему очень важен умный образец поведения взрослого для детского подражания.
Публикация «Организация сюжетно-ролевых игр с дошкольниками» размещена в разделах
В своей работе я широко использую игру, чтобы воспитывать моральные качества ребё нка: коллективизм, дружбу, взаимопомощь, выдержку, доброжелательность. Работу эту надо начинать с младшей группы, когда закладываются основы поведения ребёнка. Чтобы возникла игра, нужно создать не только условия, но и направить детей в нужном направлении. В этом возрасте игры однообразны: мальчики просто возят машины, девочки носят куклы и задача воспитателя вызвать интерес к игре. Например, предложить полечить куклу. Я слушаю, осматриваю, беседую с «мамой» о самочувствии «дочки». Так возникает игра «Больница». Или спрашиваю, почему твоя «дочка» плачет, наверное, она хочет кушать. Нужно сходить в магазин. Другим «мамам» тоже необходимо что-то купить: овощи, фрукты и т. д.
Или другая игра. Сооружаю из кубиков гараж. Прошу детей привезти мне на машине кирпичики. Дети охотно включаются в игру. Серёжа с сосредоточенным видом разгружает самосвал и ссыпает самый мелкий строитель, при этом объясняет, что это песок. Некоторые дети наблюдают, некоторые присоединяются. Так возникает игра «Магазин». Конечно, у малышей игра примитивна, т. к. познания их очень ограничены, но у игры уже есть содержание, название, роли.
Мы провели экскурсию в библиотеку, где обратила внимание на то, как люди бережно относятся к книге, потому что издать книгу – это большой труд многих людей. Организовала игру «Библиотека». Эта игра помогла воспитать у детей бережное отношение к книге.
«Библиотекарь» следила, чтобы дети при рассматривании не порвали книгу, рассматривали только за столом, а не на коленях.
Ко всем играм, которые возникали после чтения художественной литературы, экскурсий, наблюдений, дети вместе со мной готовили атрибуты, привлекая как мальчиков так и девочек, не обходилось без родителей. Я с удовольствием поддерживаю детскую фантазию, ведь это их маленькое творчество. Воспитатель должен смотреть и направлять игру в нужное русло, следить, как складываются взаимоотношения детей.
В средней, старшей и подготовительной группе во всех детских играх появляется несложный сюжет. Дети научились делать несложную постройку, привыкли играть вместе, делиться игрушками, но детские представления расширяются, отсюда и усложняются игры, появляются новые роли. Постепенно дети начинают обходиться без взрослого, а распорядителем игры становится ребёнок, который придумал её.
Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.
Чем больше дети знают, интересуются, наблюдают, тем интереснее и содержательней игры. А игры в свою очередь создают основу для возникновения и формирования личных отношений детей друг к другу. Игра помогает сплотить детский коллектив, выявить положительные черты характера ребёнка и вызывать неприязнь ко всему плохому, что мешает хорошему человеческому общению.