Елена Большакова
Организация сюжетно — ролевой игры в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 89 города Челябинска»
Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР
составлена воспитателем:
Большаковой Е. Л.
Челябинск, 2020
Сюжетно-ролевая игра
Публикация «Организация сюжетно — ролевой игры в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Принципы организации сюжетной игры
Первый принцип: заключается в том, что в совместной игре с детьми позиция педагога - это позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным и равным со взрослым.
Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Третьим принципом организации сюжетной игры является ориентирование ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
Этапы руководства игрой:
подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);
основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);
участие в игре (совет, напоминание и т. д.).
А сейчас я бы хотела выделить основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры :
Выбор игры.
Определяется конкретной воспитательной задачей.
Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.
Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а также сами дети могут предложить роль другим участникам игры.
Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Сохранение игровой ситуации. Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.
Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Цели и задачи сюжетно-ролевой игры в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР
Суть сюжетно-ролевой игры заключает в придумывании ребёнком вымышленной ситуации, выборе атрибутов и действии в соответствии с замыслом.
По мнению детских психологов и педагогов, интерес к сюжетно-ролевой игре возникает к трём годам. Это обусловлено тем, что в первые годы жизни ребёнок накапливает представления о мире, учится действиям с предметами, развивает координацию движений. Однако первоначальные элементы сюжетно-ролевой игры прослеживаются в самостоятельной деятельности детей 2–3 лет, когда малыши в действиях с игрушками воспроизводят увиденное в обыденной жизни.
В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе).
Цель проведения сюжетно-ролевых игр с дошкольниками — разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Задачи сюжетно-ролевой игры в старшей группе комбинированной направленности :
Для детей с нормой речевого развития Для детей с тяжелыми нарушениями речи:
Развитие умения самостоятельно определять правила, импровизировать во время игры.
Побуждение к использованию образов и сюжетов художественных произведений в играх (из сказок и рассказов, фильмов и мультфильмов).
Активизация диалогической речи. Способствовать развитию у дошкольников интереса к различным видам игр, самостоятельности в выборе игр; побуждать к активной деятельности.
Помогать освоить правила поведения в процессе игры.
Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, поддерживать стремление детей играть со сверстниками, объединяясь в группы по несколько человек на основе личных симпатий и игровых интересов.
Поощрять желание детей самостоятельно играть в знакомые игры.
Учить детей использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы.
Продолжать учить детей воссоздавать и игре логическую цепочку игровых действий, объединенных в сюжет из четырех-шести смысловых эпизодов.
Стимулировать, поощрять речевую активность детей в процессе игр и формировать у них коммуникативные умения и навыки.
Этап развития игры старшего дошкольного возраста.
Возраст Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации
5 – 6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР
К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение.
Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками.
Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе : они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности.
Для дошкольников с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Сюжетно-ролевая игра является одним из инструментов коррекции таких нарушений и обладает мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Как показывает практика, сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (гудок парохода, рев мотора) и голосам зверей (лай собаки, ржание лошади). Педагог во время игры много разговаривает с детьми, в результате этого даже у не говорящего ребенка возникает потребность в речевом общении (спросить о чем-то, сообщить что-то). Педагог побуждает детей к вопросам по поводу той или иной игрушки, картинки, таким образом, развивая их речевую активность. По мнению Менджерицкой Д. В. : «…Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны - сама игра развивается под влиянием развития речи…».
Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств: для обозначения предметов, действий и отношений. Это создает благоприятные условия для речевого развития детей. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Однако процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается с количественной и качественной стороны (темами сюжетов, ролевыми диалогами, взаимоотношениями, выбором игрушек; нуждаются в руководстве со стороны взрослых). На практике сюжетно-ролевые игры детей нередко однообразны по тематике и неинтересны по содержанию. Дети постоянно воспроизводят в играх одни и те же действия, эпизоды, реплики. Новые сюжеты либо не возникают, либо быстро прекращаются из-за неумения дошкольников развернуть интересующий сюжет. Во время игр дети взаимодействуют со сверстниками, однако их взаимодействие носит кратковременный характер. Особые трудности речевого плана отмечаются в процессе самостоятельной и стимулируемой взрослым ролевой беседы детей, а также при использовании речевых высказываний планирующего типа.
Роль педагога в сюжетно-ролевых играх с детьми данной категории заметно возрастает по сравнению с ролью педагога в коллективе детей с нормальным речевым развитием. Развивая игровую деятельность детей с недоразвитием речи, педагог, прежде всего, планирует задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений детей в контексте игры. Кроме того, для компенсации речевых и не речевых нарушений, необходимо: создание предметно-игровой среды, подбор методов и приемов обучения, индивидуальный подход к детям, совместная деятельность воспитателя и учителя- логопеда в процессе руководства игр.
Предварительная работа
В группе комбинированной направленности для детей с ТНР перед игрой обязательно проводится предварительная работа. Педагог совместно с детьми с нормой речевого развития объясняет и распределяет роли, игровые действия. Дети с нормой речевого развития помогают сверстникам с ТНР освоить игру, правила, действия.
Предварительная работа должна строиться не только с учетом того, какой вид игры выберут сами дети, но и какой вид подходит именно для конкретного детского коллектива с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Предварительная работа в организации сюжетно – ролевой игры имеет решающее и первостепенное значение. Недостаточно просто научить детей играть или распределить роли и заучить с детьми слова и фразы из сценария игры. Важно сформировать представление о том, во что и как дети будут играть, инициировать желание играть именно в эту игру. Поэтому, педагогам при подготовке к сюжетно – ролевой игре можно посоветовать использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.
Виды совместной деятельности педагога и детей при подготовке к сюжетно – ролевой игре :
1. Беседы по теме игры.
2. Экскурсии.
3. Чтение художественных произведений.
4. Тематические занятия.
5. Сюжетное и предметное рисование, аппликация, лепка.
6. Дидактические и настольные игры
7. Театральная деятельность (инсценировка и драматизация сказок).
8. Рассматривание предметных и сюжетных картинок и составление рассказов по ним.
Как организовать сюжетно-ролевую игру?
Сюжетно-ролевые игры также нужно активно задействовать во время занятий. Они основываются на дидактических речевых играх. Их проводят для того, чтобы закрепить и отработать правильные речевые приемы.
В сюжетно-ролевых играх, которые проводятся для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, педагог имеет гораздо более важную функцию, нежели с остальными детьми. Обычно общение с детьми с ТНР затруднено.
Такие дети не способны сами подбирать сюжет для игры. Педагог активно помогает им в этом. Он также показывает детям наглядные материалы и помогает игрокам воспроизводить эти действия.
Сюжетно-ролевые игры с детьми с ТНР подразумевают непрестанное и очень активное участие педагога на протяжении всей игры. Нужно учитывать то, что дети быстро устают в таких играх, поэтому нужно руководить процессом так, чтобы дети чередовали спокойную деятельность с подвижной. Темп чередования зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Как расширить сюжет игры?
Сюжет игры можно расширить благодаря использованию вопросов. Благодаря постоянным обновлениям сюжета и его расширения достигается эффект наращивания сложности, что помогает непрестанно совершенствовать навыки произношения звуков, пополнять словарный запас и грамматический строй речи.
Для того, чтобы организовать правильно игровую деятельность в группе с детьми, имеющих речевые нарушения, нужно предварительно помочь им накопить знания об окружающем мире. Нужно помогать им воспроизводить и использовать в игровой деятельности не только то, с чем дети сталкиваются часто, но и то, что им приходится редко наблюдать.
Проектирование игровых занятий
Во время проектирования игровых занятий, нужно учитывать следующие факторы: каковы цели занятия, каковы его задачи, что составляет его содержание, какие планируется использовать методы, какие будут задействованы средства во время дидактических и сюжетных игр.
Педагог должен уметь не только играть вместе с детьми, но и уметь стимулировать самостоятельность в игровой деятельности самих детей.
Нужно уметь прямо и косвенно руководить игровым процессом. Важно анализировать проведенные игры и планировать внесение коррекционных изменений, которые бы соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям детей в группе.
Литература:
1. Баряева Л. Б., Зарин Л. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-Пб. : «Союз», 2001.
2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - N 6.
3. Гаркуши Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю. Ф. .- М. : Секачев В. Ю. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008.
4. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006.
5. Менджерицкая Д. В. "Воспитателю о детской игре", М., 1982
6. Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. –– М. : А. П. О., 1993
7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб., “Детство-пресс”, 2003.