Папки-передвижки

Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе

Казанцева Анжела
Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе.

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе» размещена в разделах

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.

Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.

Сюжетно-ролевая игра, несмотря на свою ведущую роль в детском развитии, не рассматривается как неотъемлемо присущая всем детям дошкольного возраста. Она не появляется и не развивается сама по себе, хотя детям очень нравится играть и, конечно, у дошкольников присутствуют все предпосылки для развития игры. Однако без определенной поддержки такая деятельность не осуществится, причем уровень развития игры зависит от конкретных аспектов социальной ситуации развития ребенка, в частности от применения взрослым определенных способов опосредствования игры.

В программе «ПРОдетей» детской игре отведено особое место, причем большое внимание уделяется роли взрослого в поддержке игры с целью формирования ее развитой формы. Важной частью этой поддержки является формирование у детей умения планировать свою игру. Д. Б. Эльконин отмечал планирование как отличительную черту развитой формы игры, описывая игру старших детей как преимущественно состоящую из развернутых обсуждений, кто, что и когда будет делать в течение последующего относительно короткого периода проигрывания задуманного. Подобно другим компонентам игры, планирование ролей и сценария также нуждается в поддержке взрослого.

Сначала воспитатель спрашивает каждого ребенка, во что он хочет играть и какую роль исполнять, поощряя детей, к обсуждению друг с другом игровых сценариев и образов.

Старшим детям педагог задает более конкретные вопросы, касающиеся их сценария: какой игровой материал им понадобится, чем они могут заменить недостающие предметы и пр. Делая планирование обязательным, мы помогаем ребенку концентрироваться на роли и связанных с ней правилах. В программе «ПРОдетей» дети учатся планировать свои действия

перед тем, как начать играть, а воспитатель оказывает им педагогическую

поддержку.

С младшими детьми планирование часто происходит в устной форме. В старшем возрасте оно более эффективно в случае, когда дети пытаются изобразить свой план в форме рисунка или пробуют записать его. Во-первых, пока ребенок рисует, он уделяет своему плану больше внимания и лучше продумывает детали игрового сценария. Во-вторых, наличие плана в виде изображения, символов или букв напоминает ребенку о его намерениях и помогает регулировать собственное поведение, а также поведение партнеров по игре. Например, если ребенок нарисовал себя со стетоскопом и подписал свое имя, другому ребенку легче согласиться, что сегодня роль доктора уже занята и ему стоит выбрать другую.

Кроме того, наличие рисуночных планов помогает воспитателю своевременно заметить потенциальный конфликт и принять меры по его предотвращению. (например, если два ребенка одновременно хотят играть роль доктора, воспитатель может предложить им роли разных докторов

— например, окулиста и хирурга).

По мере того как игра приобретает более развитую форму, необходимость в педагогической поддержке планирования постепенно снижается и дети начинают самостоятельно обсуждать свои роли и действия. В результате игра становится продолжительной, с более разнообразными сценариями.

Старшие дошкольники создают развернутые планы, дети зарисовывают или записывают последовательность эпизодов, диалогов персонажей и т. д.

Для формирования развитой формы игры важно, чтобы дети обладали достаточными знаниями о той или иной теме. Для этого воспитатель проводит реальные или виртуальные экскурсии, читает книги, показывает видеосюжеты, приглашает гостей, которые делятся увлекательными историями.

Чтобы обеспечить успешное применение в игре новой информации, воспитатели проводят групповую драматизацию, в ходе которой учат детей использовать ролевую речь и жесты, присущие тому или иному персонажу.

Выбор темы игры осуществляется воспитателем и детьми совместно, при этом воспитатель помогает найти такую тему, которая учитывает интересы детей (чему отдается приоритет) и способствует развертыванию ролевой игры, но при этом соответствует возрасту детей.

Организуя и поддерживая игру детей, воспитатель учитывает несколько педагогических задач, при этом основной является задача формирования у детей умения играть. Это умение само по себе достаточно сложное и включает в себя ряд компетенций. К их числу относится способность к символическому замещению, а также способность принимать на себя роль и подчиняться правилам игры. Особого внимания воспитателя требует подбор материалов для игр.

Дети могут использовать материалы, имеющиеся в центрах активности, а также игровой материал, соответствующий конкретной теме. По мере развития у детей способности к символическому замещению рекомендуется уменьшать количество реалистичных игрушек и заменять их многофункциональным и неоформленным игровым материалом.

Примеры неоформленного материала, из которого дети могут сделать игровой материал самостоятельно или с помощью воспитателя:

цветная и оберточная бумага, обои и т. п. ; картонные коробки различных размеров;

втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец; куски ткани различных размеров (большие куски могут использоваться для костюмов);

отрезки ПВХ-труб.

Примеры многофункциональных предметов, которые можно использовать для создания различного игрового материала:

бумажная или пластиковая посуда (тарелки, стаканы); ширмы;

кубики, колечки от пирамидок.

Помимо игрового материала, пригодятся дополнительные наглядные материалы, помогающие детям запомнить то, что они обсуждали ранее, в чем практиковались во время игровых упражнений, например:

книжки с картинками по теме игры;

фотографии, сделанные во время экскурсий (реальных или виртуальных);

схематические изображения наиболее характерных действий, осуществляемых персонажами. Эти рисунки могут образовать графическую запись простого сценария игры;

печатный и рукописный материал по соответствующей теме (карты, меню, билеты и т. д.). Младшие дети могут брать материал, заготовленный заранее и снабженный пояснительными рисунками, в то время как старшие =

самостоятельно заполнять заготовленные для них формы и бланки своими рисунками и записями.

Игровую площадку рекомендуется оснастить оборудованием (домик, ракета, кораблик и пр., позволяющим развернуть ролевую игру. Приветствуется применение неоформленного и многофункционального материала: например, дети могут превратить большую коробку из-под холодильника в «автобус» и ездить на нем.

Место игры в образовательном процессе в течение дня. Для того чтобы дети были способны развернуть игру на более высоком уровне, им потребуется много времени, тогда они будут играть, ни на что не отвлекаясь. Для старших детей игровой блок вместе с планированием игры, игровыми упражнениями и уборкой занимает не меньше полутора часов. Поскольку планирование игры требует от детей не менее 10 минут очень сосредоточенной работы, желательно, чтобы перед началом игрового блока у ребят была возможность размяться и подвигаться (не стоит приступать к игре по плану, если перед этим дети долго сидели). Игру по плану лучше проводить в начале дня, а свободную игру (без планирования) — как в первой, так и во второй половине дня. Очень важно, чтобы 60–65 игровых минут ничем не прерывались

Программа «ПРОдетей» предлагает различные варианты проведения игры.

1. Игровые упражнения проводятся на ковре со всей группой или в двух подгруппах непосредственно перед началом планирования работы в центрах или игры.

Игровые упражнения для старших детей обычно включают в себя групповое обсуждение различных вариантов сценариев. Основой служат сюжеты книг и фильмов, к которым дети придумывают свои варианты. Иногда в историях появляются персонажи и события из различных книг и фильмов (например, дети захотят поселить в волшебном замке и Золушку, и Белоснежку и будут обсуждать, как эти два персонажа уживутся друг с другом).

2. Планирование работы в центрах или игры проводится одновременно со всей группой или с двумя подгруппами.

3. Дети играют или занимаются в центрах, которые они выбрали, в соответствии с составленными планами.

В зависимости от темы и конкретной роли ребенок может оставаться в одном центре на протяжении всей игры (например, в роли кассира) или перемещаться между центрами (например, в роли покупателя, посещающего разные магазины).

Детям разрешено использовать предметы, размещенные в открытом доступе, для изготовления необходимых игровых материалов (например, в центре искусств вырезать полоски из бумаги и готовить «салаты» для «ресторана»).

4. Дети убирают за собой игрушки и предметы, которыми они пользовались во время игры, и готовятся к следующему режимному моменту.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры» Уважаемые педагоги предлагаем Вам ответить на несколько вопросов для выявления проблем в организации сюжетно-ролевой игры. 1. Что такое.

Организация сюжетно-ролевой игры «Семья» на участкеОрганизация сюжетно-ролевой игры «Семья» на участке В рамках тематической недели "Семья - это семь Я", посвящённой празднику "День семьи, любви и верности" в старшей группе была организована.

Организация проведения сюжетно-ролевой игры «К нам гости пришли»Организация проведения сюжетно-ролевой игры «К нам гости пришли» Цель: закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми. Задачи: - учить детей отражать в игре бытовые ситуации; -развивать в детях.

Организация сюжетно-ролевой игры «Больница»Организация сюжетно-ролевой игры «Больница» На дальних подступах к врачу Больной шумит: «Талон хочу!» Регистратура тут как тут. «Пожалуйста! Только вас и ждут! Отдайте в гардероб.

Организация сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий»Организация сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках реализации годовой задачи нашего сада "Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры".

Организация сюжетно-ролевой игры для девочек «Салон красоты»Организация сюжетно-ролевой игры для девочек «Салон красоты» Нравится работать Соне Парикмахером в салоне – Причесать, постричь, завить, Лаком для волос облить. Косметологу же Асе Нравится ресницы.

Организация сюжетно-ролевой игры на участке летомОрганизация сюжетно-ролевой игры на участке летом Игра занимает важнейшее место в жизни дошкольников и потому рассматривается педагогами всех времен как одно из главных средств воспитания.

Организация сюжетно-ролевой игры «Почта» в разновозрастной группеОрганизация сюжетно-ролевой игры «Почта» в разновозрастной группе . Ширмы и атрибуты своими руками Каждому педагогу хорошо известно, если игра увлекает ребёнка, он готов играть часами, целиком погружаясь.

Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные»Организация сюжетно-ролевой игры «Пожарные» Поступил сигнал тревожный В часть пожарную о том, Что в весенний день погожий Загорелся кошкин дом. Дом горит, как лист бумажный, Застилает.

Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУОрганизация сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ "Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе
Опубликовано: 23 октября 2022 в 07:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация сюжетно-ролевой игры в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Казанцева Анжела (УИ 1608401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД