Наталья Фефелова
Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Петушок» корпус «Колосок»
Фефелова Н. А.
«По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т. е. определяющей развитие ребенка» Л. С. Выготский
Что такое сюжетно-ролевая игра? Это-жизненная лаборатория детства.
Игра имеет огромное значение в развитии ребенка, т. к. :
Игра развивает потенциальные возможности детей. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт,
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры в младшей группе» размещена в разделах
В игре развиваются психические процессы: способность к воображению, образному мышлению,
Игра-это форма моделирования отношений. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.
Игра-ведущий вид деятельности дошкольного детства и нам, педагогам, необходимо формировать игровые умения, предпосылки творческой игры детей, в которой реализуются разнообразные содержания, взаимодействие со сверстниками.
Отметим развивающие функции игры :
1. Сначала это цепочка условных действий с предметами.
2. Далее это цепочка специфических ролевых взаимодействий.
3. И на последнем этапе, игра строится как последовательность разнообразных событий.
Из вышесказанного следует, что игра формируется этапно:
Эльконин выделяет 3 ступени развития игры :
1 ступень: ранний возраст.
Предметная игра.
Ребенок усваивает условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.
2 ступень: дошкольный возраст.
Сюжетно-ролевая игра.
Ребенок умеет принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником.
3 ступень: старший дошкольный возраст.
Игра с правилами.
Игра- последовательность разнообразных событий, ролевых взаимодействий, подчиненных определенным правилам.
Выготский и его последователи (Кравцова, Гурова) определяют другую модель.
1. Предметная деятельность. (ранний возраст)
2. Простейшая режиссерская игра. (2,5-3 года)-изображение действий взрослого.
3. Образно-ролевая игра. (4 года)-действия в соответствии с ролью.
4. Сюжетно-ролевая игра. (4-5 лет)
5. Игра с правилами. (5-7 лет)
6. Режиссерские игры. (7 лет)- на новом, сложном уровне.
Рассмотрим систему организации игры.
В раннем возрасте ИГРА-это предметные действия на основе подражания.
В раннем возрасте педагог организует условия для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Формирует условное игровое действие.
Что делает взрослый? Приемы руководства (Аксарина)
1. Взрослый обеспечивает игру игровым материалом, расширяет знания детей об окружающем.
2. Взрослый использует прямой метод руководства-показ.
3. Дает словесные указания, направляет игру.
В первой младшей группе –это сюжетно-отобразительная игра
- У ребенка появляются предметно-опосредованные действия (использование копии настоящей вещи)
- У ребенка появляются условные действия (с предметом –заместителем)
- У ребенка появляются действия с воображаемым предметом (действия без предмета)
Что делает взрослый? Приемы руководства.
Педагог формирует условное игровое действие. Организует условия для взаимодействия детей друг с другом.
Во второй младшей группе необходимо провести диагностику развития игры у детей, чтобы понять, как развита игра.
Воспитатель для этого создает необходимые условия и проводит наблюдения. (тестовые задания, методика проведения в отдельном файле)
Ребенок к 3 годам должен уметь выполнять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами заместителями.
К младшему дошкольному возрасту у ребенка формируются важные умения, необходимые для самостоятельной игры :
-ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что сейчас в игре он не Петя, а «шофер»,
- ребенку нужно уметь обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Петей, а «шофером» автобуса).
Когда идет речь о диагностике развития игры у детей, необходимо обратить внимание на показатели развития игровой деятельности.
Педагоги и психологи предлагают оценивать развитие игры по двум моделям.
Первая со следующими критериями:
- Основное содержание игры
- Характер игровой роли
- Характер игровых действий
- Отношение к правилам
Вторая со следующими критериями:
- Мы оцениваем у детей развитие замысла
- Содержание
- Сюжет
- Развитие ролевых отношений
- Игровые действия, использование предметов
- Соблюдение правил
Во второй младшей группе присходит переход от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре.
У ребенка обогащается речь, появляются совместные действия, поведение носит преднамеренный характер. Дети проявляют интерес к событиям, сказкам, историям, стихам, т. е. расширяются представления о предметном мире и его событиях.
Во второй младшей группе складывается сюжетно-ролевая игра.
В младшем дошкольном возрасте педагог формирует у детей игровые действия:
• Действия с игрушками. Воспитатель играет вместе с детьми.
• Воспитатель развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение. Ребенок берет на себя роль.
• Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера. Ребенок принимает роль партнера, формируется ролевой диалог.
В младшем дошкольном возрасте у детей формируется ролевое поведение.
Оно складывается из действий с предметами и ролевой речи.
1. Использование взаимодополнительных ролей, которые требуют взаимодействия с другой ролью (мама-дочка, доктор-пациент).
2. Использование независимых ролей.
3. Ролевая речь, направленная на других (доктор узнает у пациента, что его беспокоит, учитель спрашивает ученика и выслушивает его ответ). Речевое взаимодействие развивается не только в игре, но и в режимных моментах, и на прогулке. Складывается ролевой диалог.
Какими методами и приемами руководствуется педагог, развивая игру во второй младшей группе?
В младшем дошкольном возрасте педагог использует
методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры.
• Воспитатель берет на себя главную роль.
• Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.
• «Параллельная игра» (воспитатель-мама, кукла-дочка, ребенок-мама, зайка-сынок).
• Активизирующее общение взрослого с детьми (педагог пробуждает к применению детьми новых способов решения игровой задачи).
• Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.
• Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
В младшем дошкольном возрасте педагог использует
методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.
• Воспитатель- участник игры.
• Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера).
• Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.
• Создание разновозрастных игровых триад (дочка-мама-сестра мамы-бабушка).
В младшем дошкольном возрасте педагог использует
косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой.
• Обновление игровых уголков (внесение новых предметов-заместителей, съемных панелей).
• Изменение игровой среды (больница «превращается» в семью, семья в кафе).
• Наблюдение, экскурсия.
• Игра в телефон (воспитатель направляет, назначает следующее игровое действие, расширяя игру, не давая ей «угаснуть»).
• Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
Педагог осуществляет руководство сюжетно-ролевой игрой.
• Определяет цель игры, задачи, приемы и методы работы.
• Привлекает детей к изготовлению необходимой атрибутики.
• Дает советы, направленные на развитие игры. Они обогащают содержание игры. Педагог направляет воображение детей, влияет на развитие сюжета, побуждает детей к общению.
• Педагог -участник игры. Педагог выполняет ведущую роль.
• Использует сюрпризные моменты т. к. детям данного возраста это особенно интересно.
• Изменяет предметно-игровую среду, поддерживая интерес к игре, развивая самостоятельность и творчество ребенка.
• Анализирует прошедшую игру с детьми. Анализирует игру с позиции педагога. Выясняет все плюсы и минусы, чтобы учесть их в дальнейшем.
В младшем дошкольном возрасте закладываются перспективы для развития сюжетно-ролевой игры в дальнейшем :
Педагог работает над:
• Формированием умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров.
• Формированием умения менять игровую роль.
• Формированием умения обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
В заключении хочется сказать, проводить сюжетно-ролевые игры надо систематически.
На каждом возрастном этапе (в раннем возрасте, младшем дошкольном, старшем дошкольном возрасте педагогический процесс по организации игры должен быть двучастным, состоящим из:
-ситуации формирования игровых умений, где взрослый – «играющий партнер»,
-и самостоятельной детской игры, в которую взрослый лишь обеспечивает условия для нее.