Ольга Деева
Организация, содержание и реализация коррекционного процесса с применением трейнера «INFANT» в ходе логопедической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация, содержание и реализация коррекционного процесса с применением технического средства - трейнера «INFANT» в ходе логопедической работы, направленной на профилактику и устранение нарушений произносительной стороны речи у детей 5-7 лет с ТНР.
Учитель-логопед Деева ОА
Большое число сложных нарушений произносительной стороны речи определяет потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу технических средств.
Публикация «Организация, содержание и реализация коррекционного процесса с применением трейнера „INFANT“ в ходе логопедической работы» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
В настоящее время количество аномалий зубочелюстной системы возрастает. На основании эпидемиологического стоматологического обследования населения РФ установлены зубочелюстные аномалии у 60% обследованных до 14 лет;
Среди аномалий челюстно-лицевой области наиболее часто наблюдается нейтральное смыкание первых постоянных моляров с аномалиями положения зубов (39%, глубокое резцовое перекрытие (23%, дистоокклюзия (прогнатия) (20%) и мезиокклюзия (прогения(13%).
Трейнер для миофункциональной коррекции-эластичный миофункциональный тренажёр, выполнен из гипоаллергенного селикона. Трейнер выпускается в нескольких размерах. Для работы с детьми 6-9 лет использую модель Т 4К, просчитана с помощью компьютерного 3-D моделирования таким образом, что ее размер подходит практически всем детям данной группы.
Актуальность применения трейнеров определялась рядом факторов:
Нарушения звукопроизношения часто вызваны такими причинами, как патология строения зубочелюстного аппарата;
ротовое дыхание;
слабость моторики органов артикуляции;
недостаточность иннервации и др.
Дети, страдающие аденоидитами и хроническими ринитами, имеют вторичные нарушения, проявляющиеся в снижении фонематического слуха.
Затруднение носового дыхания в результате аденоидных вегетаций приводит к нарушениям в строении лицевого скелета, так называемого «аденоидного» лица, при этом вялость губ снижает четкость речи и ухудшает дикцию.
Ставились следующие задачи:
Апробировать методику Архиповой, использовать разработанные комплексы логопедических упражнений с использованием трейнера для коррекции и профилактики речевых нарушений.
Разработать количественно-качественную систему оценки эффективности применения трейнера «INFANT» в процессе логопедической работы.
Проанализировать результаты работы с использованием миофункционального трейнера
Обобщить положительный опыт использования трейнера «INFANT
Показания применения трейнера, которые я использовала:
1. Трейнер имеет маркерный язычок, который стимулирует ребенка поднимать язык вверх и касаться его. Благодаря этому создаётся база для группы шипящих, сонорных звуков, а также обеспечиваются условия для растягивания подъязычной связки и улучшения подвижности языка.
2. Благодаря конструкции трейнера формируется правильное верхнее положение языка с упором в переднюю треть твердого неба, при котором обеспечивается поддержка языком свода верхней челюсти изнутри, нормализуется его форма, ширина и высота. Дополнительное касание языком выпуклой стороны маркерного язычка рассматривается как массажное воздействие, нормализующее чувствительность и тонус мышц языка, что необходимо при коррекции дизартрии.
3. Применение трейнера у детей с высоким готическим небом способствует нормализации его конфигурации и высоты, что благоприятствует правильному формированию группы шипящих звуков.
4. В последнее время увеличилось количество детей с ЛОР-патологией (аденоидиты, что приводит к формированию ротового дыхания, в результате чего возникает нарушение фонематического слуха. Следствием нарушения фонематического слуха являются такие дефекты, как ФФН, ОНР.
Результат. Эффективность применения.
Результат использования трейнера в группе детей 5-7 лет с ОНР.
1. Вырабатывается правильное верхнее положение языка в покое и при глотании.
2. Исключается прокладывание языка между зубными рядами, но при дизартрии требуется более длительный период применения трейнера.
3. Подготавливается артикуляционный базис для устранения межзубного и бокового произношения звуков и оптимизируется логопедическая работа.
4. Подготавливается артикуляционный базис для устранения других дефектов звукопроизношения благодаря улучшению кинестетической и кинетической основы движений органов артикуляции.
5. Активизация смыкательной функции губ улучшает лабиализацию звуков, что положительно отражается на фон просодической стороне речи.
6. Улучшается интонационно-выразительная сторона речи.
7. Улучшается работоспособность и внимание детей. Это может быть связано с тем, что дети начинают дышать носом и уменьшаются в связи с этим гипоксические явления.