Дубинина
Организация самостоятельной игровой деятельности ребенка в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ольга Сергеевна Дубинина
Педагог-психолог МДОУ «Ц. Р. Р. - д/с № 142» г. Магнитогорска
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
В дошкольном детстве процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд – занимают особое место при планировании работы с детьми.
Публикация «Организация самостоятельной игровой деятельности ребенка в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Общий объем обязательной части Программы, в соответствии с Федеральным государственным стандартом рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования включает время, отведенное на самостоятельную деятельность детей.
Одной из важных задач образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Ц. Р. Р. - д/с № 142» г. Магнитогорска, является – способствовать развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Становление и развитие самостоятельности детей происходит только в деятельности. Каждый вид деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие разных составляющих самостоятельности. В соответствии с требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программа должна: предполагать построение образовательного процесса из адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Игра способствует развитию активности и инициативы у детей.
Любое проявление самостоятельности вне активной деятельности невозможно. Главным стимулом активной деятельности является интерес к ней со стороны субъекта деятельности. Большинство авторов характеризуют интерес как мощный побудитель активности человека. В связи с этим предстояло выяснить, насколько самостоятельная игровая деятельность привлекательна для детей.
Работу начали с выявления предпочтений детей к различным видам деятельности. Для этого использовали следующие вопросы для беседы:
• Чем тебе нравится заниматься в детском саду?
• Какое твое любимое занятие дома?
• Что ты умеешь делать сам?
• Что у тебя больше всего получается делать?
Обработка результатов предполагает анализ ответов детей, выражающих их предпочтения к различным видам деятельности.
Какой вид деятельности встречался чаще всего в ответах детей (иногда ребенок отдавал предпочтение только одному виду деятельности, тот мы и заносили в таблицу.
В целом по ДОУ предпочтения детей распределились следующим образом : игра - 65%, продуктивная деятельность - 26%, трудовая деятельность - 9%.
Из процентного соотношения видно, что предпочитаемым видом детской деятельности является игра. Продуктивную деятельность предпочитают 26 % детей, их привлекает результативная сторона деятельности. Трудовая деятельность оказалась наименее привлекательной – всего 9%.
Параллельно с выявлением предпочтений детей, мы наблюдали за проявлением самостоятельности детей в игровой деятельности.
Полученные результаты показали, что большинство воспитанников детского сада находится на низких уровнях самостоятельности. Наблюдается общая тенденция снижения самостоятельности по всему комплексу показателей в условиях новизны деятельности. Это объясняется небольшим количеством возможных комбинаторских вариантов при самостоятельной деятельности, большей зависимостью результата от прогнозирования действий, имеющихся знаний и практических умений.
Самостоятельная деятельность носила в целом репродуктивный характер и была направлена на механическое копирование образцов. Инициатива и творческая самостоятельность, связанная со способностью детей ориентироваться в нестандартных условиях деятельности, вызвана у незначительной части дошкольников.
Таким образом, назрела необходимость разработки развивающей методики организации самостоятельной игровой детской деятельности, что и явилось целью нашей работы.
Работа велась по следующим направлениям:
1. Создать систему педагогической работы по развитию самостоятельной игровой деятельности детей.
2. Минимизировать задания, направленные на воспроизведения готового образца, создать вариативные модели, направленные на проявление инициативы, связанной с предложением темы игры, распределением ролей, развитием сюжета, созданием игровых образцов.
3. Разнообразить предметно - развивающую среду учреждения, для обеспечивания разнообразной самостоятельной игровой деятельности детей, как в группах, так и на территории детского сада.
4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по проблеме развития самостоятельной игровой деятельности детей в детском саду.
На каждом возрастном этапе мы определили задачи для развития самостоятельной детской деятельности, согласно реализуемой в ДОУ образовательной программы дошкольного образования.
Возраст детей Задачи воспитания
Младший Способствовать развитию у детей самостоятельной игровой деятельности и общения
Средний Воспитывать самостоятельность на основе освоения разнообразных способов деятельности и развития стремления к самоутверждению и самовыражению
Старший Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание стремления к активной деятельности и творчеству.
В развитие самостоятельности мы условно выделили три этапа. На первом, подготовительном этапе, мы закрепляли и обобщали уже имеющиеся знания, необходимые для самостоятельного осуществления деятельности. Для активизации каждого ребенка использовались проблемные ситуации, сюрпризные моменты, игровые задания подбирались по степени сложности и предлагались детям с учетом их возможности, желания.
Цель второго этапа: развитие умения самостоятельно анализировать образец, выделяя его основные части и намечая последовательность и способы действий. Развитие умения самостоятельного анализа – одно из ведущих средств развития самостоятельности, так как это подводит к освоению обобщенных способов действия и позволяет ему самостоятельно использовать полученные знания и умения в разных условиях деятельности.
Для развития аналитических умений использовался прием алгоритмизации анализа образца. В качестве алгоритма выступала модель, в которой наглядно представлена последовательность анализа образца. Использовались модели двух видов: для детей младшего возраста – облегченная схема (последовательность купания куклы, сбора пирамидки, для детей старшего возраста – пооперационная карта (наглядно представленная очередность выполнения действий – например, для сюжетно-ролевой игры «Ателье» - последовательность изготовления одежды).
На первых ступенях освоение алгоритма анализа образца велось под непосредственным руководством воспитателя, который организовывал и направлял восприятие детей. Способы осуществления деятельности ребенку не показывались, о них он должен был догадаться сам. Первоначально модели носили полный, развернутый характер, в них подробно выделялся каждый этап. По мере совершенствования аналитических умений детей мера их самостоятельности повышалась, а модели становились более условными.
На данном этапе самостоятельность проявлялась в выборе цели деятельности, в определении последовательности и способов ее реализации, выборе материалов для самостоятельной деятельности. Высокая вариативность моделей и богатое содержание различных видов детской деятельности позволили осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Цель третьего этапа состояла в развитии у детей умения самостоятельно осуществлять игровое действие, определять его цель, средства и способы действий без опоры на развернутую модель пооперационной карты. Отметилась повышенная заинтересованность дошкольников к деятельности, появилась большая осознанность и уверенность в своих действиях, улучшилось качество результата. При этом создавались все условия для самостоятельной работы. Важно отметить, что дети все реже и реже обращались к воспитателю за помощью. Если появлялись затруднения, они стремились преодолеть их самостоятельно. Это свидетельствует о возросшей независимости в выполнении заданий, усилений волевой направленности на достижение результата.
Предметно–пространственная среда учреждения обеспечивает разные виды активной деятельности детей, как в группах, так и на территории детского сада и предполагает соблюдение следующих условий:
• привлекательность игровых материалов для стимулирования детской активности;
• наличие моделей, схем, алгоритмов для самостоятельного планирования, самоконтроля и самооценки деятельности ребенка;
• доступность и разнообразие игровых материалов для самостоятельного пользования детьми;
• использование продуктов ручного труда в игровой деятельности.
В предметно-развивающую среду были включены:
• панно «панорама наших дел»;
• схемы для самостоятельного планирования игры;
• пооперационные карты;
• полифункциональный игровой материал.
На территории дошкольного учреждения созданы условия для развертывания самостоятельной игровой деятельности.
Мы обратили серьезное внимание на то, что развивать детскую самостоятельность можно только при условии сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Для реализации данного направления в МДОУ были созданы оптимальные организационно-методические условия. Педагогу важно так организовать самостоятельную детскую деятельность, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. В работе с педагогическим коллективом использовались различные формы, активизирующие деятельность педагогов в методической работе, способствующие повышению их компетентности и квалификации по вопросам самостоятельной игровой детской деятельности.
Для создания системы педагогической работы по планированию самостоятельной деятельности ребенка мы определили время игры в режиме дня.
Воспитатели при планировании ориентировались на результаты мониторинга: учитывая предпочтения детей к различным видам игр, стали создавать условия для проявления самостоятельности детей. Была разработана система педагогической работы по планированию самостоятельной детской игровой деятельности.
Педагогам были предложены пути повышения самостоятельной активности дошкольников:
• поощрение индивидуальных занятий с различным материалом;
• поддерживание интереса к заинтересовавшей его деятельности;
• объединение детей, направленное на совместное выполнение игровых действий;
• привлечение детей к разным способам действия, добиваясь выполнения задуманной деятельности.
Содержание самостоятельной игровой деятельности обогащается не только впечатлениями, полученными в детском саду. Поэтому, важным условием, обеспечивающим развитие детской самостоятельности, является связь с семьёй. Придя в детский сад, он делится полученными впечатлениями со сверстниками, воспитателем, выражает своё отношение к увиденному, в играх.
Кроме того, накопленный опыт, который ребенок получает в детском саду, побуждает его и дома заниматься любимым делом. Поэтому родители должны создавать ребенку все условия для проявления самостоятельной деятельности, всячески поощрять желание заняться, например, помочь организовать кукольное представление (подготовить предметы, заменяющие занавес, сцену, выбрать игрушки, учитывая их выразительность для исполнения той или иной роли, принять в этом участие.
Таким образом, система работы по развитию самостоятельности игровой детской деятельности, в процессе которой ребенок переходит от воспроизводящей деятельности к самостоятельности, оправдала себя и способствовала появлению у детей более высоких уровней самостоятельности в игровой деятельности. Этому способствовало решение проблемы всеми участниками образовательного процесса, новизна и варьирование заданий, обеспечение успешности деятельности для каждого ребенка, свобода выбора ребенком целей, содержания, средств, способов деятельности, конструктивная оценка, поощрение даже незначительных достижений, индивидуальный подход к детям, учитывающий особенности их личности.