Жалнина Ольга Николаевна
Организация родительского собрания в режиме офлайн «Средний дошкольный возраст — какой он?»
▼ Скачать +Заказ
Единство дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, образования и сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Как информировать родителей о методах и приемах, которые используют педагоги детского сада в работе с детьми? А может быть, и педагогам стоит перенять лучший опыт семейного воспитания? Для этого в нашем детском саду проводятся родительские собрания. В последнее время собрания проходят в виде группового чата в мессенджере Whatsapp. Но это не всегда удобно родителям, да и воспитателю представить информацию можно только в виде ссылок на сторонние документы. Поэтому воспитателями было решено провести собрание в режиме оффлайн. Для этого была использована платформа Google Сайтов. На первой странице было небольшое вступление, в котором пояснили почему организовано собрание в таком формате.
Публикация «Организация родительского собрания в режиме офлайн „Средний дошкольный возраст — какой он?“» размещена в разделах
Озвучена тема и повестка родительского собрания.
Основная информация представлена в виде следующего текста:
Итак, начинаем: Хотим рассказать вам о возрастных особенностях детей средней группы. Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста : некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Возраст Любознаек и Почемучек.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения.
Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. На пятом году в жизни ребенка появляются новые источники эмоциональных реакций. У ребё нка появляется новая способность: сопереживать вымышленным персонажам. Данная способность требует умения представить во внутреннем плане, в себе те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Детям становится доступна внутренняя жизнь другого человека.
Процессы восприятия начинают как бы отделяться от предметной деятельности. Процессы сенсорного ознакомления с предметами становятся более точными и дифференцированными. Продолжает расти острота зрения и способность к цветоразличению, улучшается ориентация в пространстве.
Внимание остаётся ещё в основном непроизвольным. Однако возможность направлять его путём словесного указания взрослого резко возрастает. Переключение внимания с помощью словесной инструкции еще требует повторения. Увеличивается и объем внимания, в среднем до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора-два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется. Память также остаётся в основном непроизвольной. Но появляются и элементы произвольности. Вначале они возникают в ходе припоминания, а затем достаточно быстро распространяются и на процессы запоминания. Уменьшается зависимость речи от конкретных ситуаций и постоянной поддержки собеседника. Продолжает увеличиваться словарь. Используемые ребёнком части речи всё чаще обозначают предметы и явления, выходящие за пределы конкретных предметно-действенных ситуаций. Заметно возрастает количество сложных предложений. Возникают разные формы словотворчества. Это создание новых слов по аналогии со знакомыми.
Мышление ребёнка после 4 лет постепенно становится речевым.
Он пробует строить первые рассуждения, активно ищет связи явлений друг с другом, в том числе причинно-следственные. Если для малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, то теперь он протекает уже преимущественно в уме. Ведущим в этом процессе оказывается воображение.
Совершенствуется способность классифицировать. Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и сложные качества.
Дети начинают проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция мышления.
Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Это
открывает новые возможности как в познавательной деятельности детей, так и в самостоятельной организации ими совместной деятельности со сверстниками, в первую очередь игры.
Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов и телепрограмм, поэтому они постоянно меняются. Дети обожают переодеваться и наряжаться. В своих ролевых играх дети любят строить для себя дом.
Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются
различные оттенки. Возникает ролевой диалог.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, характер исполнения роли также определяется детьми. Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.
Следующее, более сложное изменение в психологическом портрете ребёнка 4-5 лет - это обогащение и дальнейшее развёртывание уже реализованных целей. Построив гараж для машины, ребёнок решает построить дорогу, а потом ещё и бензоколонку. Одновременно появляется способность в течение относительно длительного времени разворачивать и удерживать систему взаимосвязанных целей.
Ещё одно направление в развитии деятельности детей - усовершенствование уже сделанной работы за счёт постановки дальнейших целей. Особенно успешно эта работа идёт в изобразительной деятельности. Сделанный рисунок можно усовершенствовать в разных направлениях - более тщательно дорисовывая или дополняя новыми деталями и предметами.
Расширение объёма знаний и кругозора ребёнка служит почвой для возникновения познавательного отношения к миру, бескорыстной потребности в знаниях. Чрезвычайно важно максимально уважительное отношение к его собственным умственным поискам и их результатам.
В этом возрасте взрослый нужен ребёнку прежде всего как источник интересной новой информации. Формируется авторитет взрослого как возможного учителя. Новым в отношении ребёнка к окружающим должны стать интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках.
Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребёнка во многом определяется тем, какие оценки ему дают воспитатели. Необходимо подчёркивать что-то хорошее в каждом из детей.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы
становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья – те дети, с которыми у ребёнка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера ребёнка. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента, наследственность и принимайте ребёнка независимо от его поведения. Оценивайте поступок, а не личность в целом.
Особенности образовательного процесса в средней группе
Хотелось бы познакомить вас, что же мы делаем в этом учебном году?
На математике мы продолжаем закреплять полученные ранее знания о геометрических фигурах, продолжаем изучение числового ряда, решаем логические задачи и многое другое.
По ознакомлению с окружающим миром – рассказываем детям о предметах, их признаках и материалах, из которых они изготовлены; об общественном транспорте; о правилах дорожного движения; о родном селе (название села, домашний адрес);
Продолжаем знакомиться с природой Тамбовского края (деревьями, фруктами, ягодами, грибами, птицами, насекомыми, дикими животным, птицами, последовательностью времен года.
На занятиях по развитию речи учимся называть слова, начинающиеся на определенный звук; согласовываем слова в предложении; описываем предметы и игрушки; рассказываем по картине; составляем небольшие рассказы. Заучиваем небольшие стихи.
Очень трудной задачей будет для нас научиться правильно, держать ножницы и пользовать ими. Сначала будем резать по прямой, а затем вырезать круг из квадрата и т. д.
В течении года мы будем проводить большую работу по культуре общения, поведения и совершенствованию навыков самообслуживания. Но для того, чтоб реализовать эти задачи, нам необходима ваша помощь.
В наше неспокойное время мы должны учить наших детей безопасности.
Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребёнка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребёнок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность.
Что может уметь ребёнок в этом возрасте?
Математика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т. д.
9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т. д.
10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т. д.
11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители.
2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)
3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей.
4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь:
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.
3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
7. Ребенок может различать правую и левую руку.
Рассказываем родителям о том, что существуют онлайн - платформы для домашнего самообразования:
Тилли - детская образовательная платформа для детей от 2 до 8 лет.
Сказбука - обучающий ресурс для дошкольников
Реши Пиши - содержит интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.
IQша - тренировочные задания для детей от 2 до 11 лет. Всю школьную программу не пройдешь, но узнать что-то новенькое и отработать некоторые темы точно получится.
Развитие ребенка - огромная база материалов для занятий с детьми 0+, есть и раздел для подготовки к школе, а также программа 1-го класса. Могут быть очень полезны задания для начального изучения английского.
Итогом проведения родительского собрания может быть анкетирование или как у нас опрос с обратной связью. В данном случае мы подсчитали: родительское собрание посетило 75 % родителей. Причём, как мамы, так и папы.
Такая форма обратной связи даёт возможность видеть и количество родителей, которые посетили родительское собрание и получить отзывы :
Консультации для родителей разместили на отдельных страницах сайта.
Так в консультации по ОБЖ, мы рассказали родителям о том, что предметы домашнего быта очень часто являются потенциальной опасностью. А также, с какими важными правилами спасения жизни необходимо познакомить детей при возникновении пожара.
В консультации о гриппе и коронавирусной инфекции уделили особое внимание на то, что вирусы гриппа и коронавирусной инфекции вызывают у человека респираторные заболевания разной тяжести.
Что необходимо соблюдать гигиену, правильно носить маску и конечно делать прививку.