Ольга Савельева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – важнейший период развития личностных качеств. Полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, если оно окрашено позитивным взаимодействием, несет в себе положительные эмоции: счастья, удовлетворения, заинтересованности, радости, удивления. Позитивное взаимодействие помогает ребенку, которому адресован этот посыл, почувствовать, что его ценят, ему симпатизируют, его любят.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» размещена в разделах
Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе для детей раннего возраста, организации эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими. Важно общение. От общения, к пространству познания, к играм с предметами, в которых ребенок не использует их по функциональному назначению, а исследует различные свойства этих предметов.
Стремление ребенка к познанию окружающего мира появляется только в том случае, если жизнь ребенка насыщена впечатлениями, открытиями. Получить разнообразные впечатления ребенок может в случае, если взрослые тщательно продумывают и организуют развивающее пространство, окружающее ребенка.
Процесс изменения развивающего пространства в группе раннего возраста начался в 2020 году с наблюдения за процессом развития наших малышей, в рамках комплексного исследования качества дошкольного образования с ориентацией на показатели качества среды, заложенных в Шкалах ITERS-3. Выявлены слабые стороны в организации развивающего игрового пространства, пространства общения, в обеспечении доступности, безопасности, потребности в развитии двигательной сферы детей (крупной и мелкой моторики).
В детском саду была создана рабочая группа по разработке и защите проекта по модернизации группы для детей раннего возраста, в которых участвовали все участники образовательных отношений. Членами рабочей группы разработаны авторские эскизы мебели, по которым она и была впоследствии сделана.
Развивающая среда удобно организована в виде полузакрытых зон, что позволяет избежать скученности детей, и способствует индивидуальным играм детей, или играм, небольшими группами (рядом, вместе). Но в то же время, такая организация пространства не затрудняет обзор помещения, все дети максимально находятся в поле зрения взрослых, а организация движения позволяет персоналу и детям легко перемещаться по групповому помещению, не оказывая влияния на другие виды деятельности (безопасность, доступность, т. е. минимизирует вмешательство других людей и прерывание интересного ребенку занятия.
В группе создана атмосфера, где взрослые и дети чувствуют себя желанными и любимыми, а организованная среда способствует спокойствию и уюту, восхищает, радует, удивляет, позволяет экспериментировать с разнообразными материалами и исследовать их.
Для группы раннего возраста выбраны сдержанные цвета, теплого цвета, цвета светлого дерева, однотонные ткани. Цветовое решение помещения группы оформлено в пастельных тонах, выдержано в едином цветовом решении, складывается из тонов стен, крупных предметов обстановки, таких как ковров, штор, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное самочувствие ребенка раннего возраста.
Так как в помещении присутствуют деревянные конструкции, то для помещений использованы цвета природы - зеленый, желтый. Зеленый цвет - цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и холодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство безопасности.
А желтый - это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Желтый цвет это тонизирующий цвет, а его воздействие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оранжевым. Этот цвет полон оптимизма и радости. Цветовое решение в группе является спокойным для восприятия, но не однообразным.
Вся мебель в группе раннего возраста функциональная и устойчивая. Стеллажи и открытые шкафы большой вместимости дают возможность поставить коробки, контейнеры с интересными, доступными для детей предметами.
Дети 3-го года жизни плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, предпочитают стабильность. Поэтому нами предусмотрено, что дети берут игрушки и другие нужные им предметы из известного им места, так они легко ориентируются в пространстве группы и поддерживают установленный порядок. На всех контейнерах наклеены привлекательные фотографии тех материалов, которые в них размещаются.
Дети раннего возраста активно и по собственной инициативе познают и исследуют окружающий мир при помощи органов чувств. Маленьких исследователей интересует все новое и интересное. Поэтому развивающая среда предоставляет широкие возможности для исследования, осмысления новых предметов, их свойств, а также помогает организовать ситуативно деловое общение детей со взрослыми, и является источником начала взаимодействия детей друг с другом. Дети знакомятся с различными материалами, фактурами и не ограничены в свободе действий. Привлекают маленького ребенка разнообразные крупы, солёное тесто, посуда, песок и многое другое, что позволяет экспериментировать с данными материалами.
При организации игр с песком и водой задача эмоциональной релаксации и снятия психического напряжения как бы вплетена в дидактическую: знакомство детей со свойствами различных материалов, освоение ими представления о величине, форме, развитие мелкой моторики. Другими словами, ребенку предлагаются познавательно-игровые ситуации, но в процессе погружения этих ситуаций – преодоление сопротивления воды, проигрывание эмоционально насыщенных действия – хлопанье по воде, сжатие песка в кулачок и пр. – происходит эмоциональное снятие напряжения, переключение с одного настроения на другое, позитивное или укрепление позитивного состояния.
Работа детей с песком требует определенных условий : оборудование располагается так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны. Важен и запас непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками.
Для игр с песком используются совки, черпачки, поварешки разнообразные формочки, воронки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца, геометрические формы разных цветов и размеров, грабельки и пр.
Игры с песком: «найди шарик» (закапывание – поиск; сначала можно закапывать на глазах у ребенка, затем так, чтобы он не мог видеть действия взрослого, «печем печенье» ( песок: и сухой и влажный – для сравнения, «дорожки» (рисование в песке, «пирамиды» (постройка домиков из песка с водой) и т. д.
Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, корабликов, черпачки, мячики, набор игрушек «Что плавает–что тонет?», цветные камешки, ракушки и много другое.
Среда побуждает детей к действию. В корзинках размещены предметы разной величины. Некоторые предметы не войдут в емкости, о чем дети узнают после получения практического опыта. В группе использованы разнообразные материалы, которые предоставляют возможность детям для зрительных и тактильных ощущений.
Большое внимание уделили центру двигательной активности, так как для детей 3-го года жизни характерна высокая двигательная активность. Дети раннего возраста познают окружающий мир через движения, и среда способствует этому. Пространство для игр обеспечивает возможность двигаться много и по-разному. Дети осваивают такие понятия как: «далеко» и «близко», «внизу» и «наверху», «спускаться» и «подниматься», «высоко» и «низко». Учатся подниматься и спускаться по горке, ползать по ней. Горка оборудована таким образом, что имеет несколько вариантов выходов и входов для лазания. На наклонной поверхности они упражняются в равновесии и в соскальзывании. Ребенок попадает в новые ситуации, совершенствует новые действия, при этом получает обширные возможности для познания.
В группе большое зеркало дает ребенку возможность посмотреть на себя в полный рост. Зеркало позволяет создать различные варианты зрительной перспективы.
В Центре книги каждая книга представлена в нескольких экземпляров, что позволяет детям одномоментно знакомиться с одним и тем же произведением.
Нужно отметить, что большой интерес у детей раннего возраста вызывает музыкальная и театрализованная деятельность. Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.
Малыши с удовольствием примеряют на себя роли персонажей знакомых сказок в Центре театра. Здесь собраны разнообразные виды кукол. Ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка помогает расширить игровой опыт, вызывает положительные эмоции. С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохое.
Она открывает перед ребёнком мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, помогает формировать ценностную сферу. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это начало культурного воспитания. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Театрализованная деятельность позволяет вовлечь ребенка в активное общение.
Планируя свою работу, педагоги раннего возраста стремятся не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и к тому, чтобы каждому малышу в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.
Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей. Он организует различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности.
Среда, организованная сообразно доминантам возрастного развития ребенка, помогает обеспечить полноценное развитие ребенка и создать эмоционально положительную атмосферу в группе.