Приложение МААМ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Ольга Савельева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ранний возраст – важнейший период развития личностных качеств. Полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, если оно окрашено позитивным взаимодействием, несет в себе положительные эмоции: счастья, удовлетворения, заинтересованности, радости, удивления. Позитивное взаимодействие помогает ребенку, которому адресован этот посыл, почувствовать, что его ценят, ему симпатизируют, его любят.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» размещена в разделах

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе для детей раннего возраста, организации эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими. Важно общение. От общения, к пространству познания, к играм с предметами, в которых ребенок не использует их по функциональному назначению, а исследует различные свойства этих предметов.

Стремление ребенка к познанию окружающего мира появляется только в том случае, если жизнь ребенка насыщена впечатлениями, открытиями. Получить разнообразные впечатления ребенок может в случае, если взрослые тщательно продумывают и организуют развивающее пространство, окружающее ребенка.

Процесс изменения развивающего пространства в группе раннего возраста начался в 2020 году с наблюдения за процессом развития наших малышей, в рамках комплексного исследования качества дошкольного образования с ориентацией на показатели качества среды, заложенных в Шкалах ITERS-3. Выявлены слабые стороны в организации развивающего игрового пространства, пространства общения, в обеспечении доступности, безопасности, потребности в развитии двигательной сферы детей (крупной и мелкой моторики).

В детском саду была создана рабочая группа по разработке и защите проекта по модернизации группы для детей раннего возраста, в которых участвовали все участники образовательных отношений. Членами рабочей группы разработаны авторские эскизы мебели, по которым она и была впоследствии сделана.

Развивающая среда удобно организована в виде полузакрытых зон, что позволяет избежать скученности детей, и способствует индивидуальным играм детей, или играм, небольшими группами (рядом, вместе). Но в то же время, такая организация пространства не затрудняет обзор помещения, все дети максимально находятся в поле зрения взрослых, а организация движения позволяет персоналу и детям легко перемещаться по групповому помещению, не оказывая влияния на другие виды деятельности (безопасность, доступность, т. е. минимизирует вмешательство других людей и прерывание интересного ребенку занятия.

В группе создана атмосфера, где взрослые и дети чувствуют себя желанными и любимыми, а организованная среда способствует спокойствию и уюту, восхищает, радует, удивляет, позволяет экспериментировать с разнообразными материалами и исследовать их.

Для группы раннего возраста выбраны сдержанные цвета, теплого цвета, цвета светлого дерева, однотонные ткани. Цветовое решение помещения группы оформлено в пастельных тонах, выдержано в едином цветовом решении, складывается из тонов стен, крупных предметов обстановки, таких как ковров, штор, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное самочувствие ребенка раннего возраста.

Так как в помещении присутствуют деревянные конструкции, то для помещений использованы цвета природы - зеленый, желтый. Зеленый цвет - цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и холодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство безопасности.

А желтый - это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Желтый цвет это тонизирующий цвет, а его воздействие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оранжевым. Этот цвет полон оптимизма и радости. Цветовое решение в группе является спокойным для восприятия, но не однообразным.

Вся мебель в группе раннего возраста функциональная и устойчивая. Стеллажи и открытые шкафы большой вместимости дают возможность поставить коробки, контейнеры с интересными, доступными для детей предметами.

Дети 3-го года жизни плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, предпочитают стабильность. Поэтому нами предусмотрено, что дети берут игрушки и другие нужные им предметы из известного им места, так они легко ориентируются в пространстве группы и поддерживают установленный порядок. На всех контейнерах наклеены привлекательные фотографии тех материалов, которые в них размещаются.

Дети раннего возраста активно и по собственной инициативе познают и исследуют окружающий мир при помощи органов чувств. Маленьких исследователей интересует все новое и интересное. Поэтому развивающая среда предоставляет широкие возможности для исследования, осмысления новых предметов, их свойств, а также помогает организовать ситуативно деловое общение детей со взрослыми, и является источником начала взаимодействия детей друг с другом. Дети знакомятся с различными материалами, фактурами и не ограничены в свободе действий. Привлекают маленького ребенка разнообразные крупы, солёное тесто, посуда, песок и многое другое, что позволяет экспериментировать с данными материалами.

При организации игр с песком и водой задача эмоциональной релаксации и снятия психического напряжения как бы вплетена в дидактическую: знакомство детей со свойствами различных материалов, освоение ими представления о величине, форме, развитие мелкой моторики. Другими словами, ребенку предлагаются познавательно-игровые ситуации, но в процессе погружения этих ситуаций – преодоление сопротивления воды, проигрывание эмоционально насыщенных действия – хлопанье по воде, сжатие песка в кулачок и пр. – происходит эмоциональное снятие напряжения, переключение с одного настроения на другое, позитивное или укрепление позитивного состояния.

Работа детей с песком требует определенных условий : оборудование располагается так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны. Важен и запас непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками.

Для игр с песком используются совки, черпачки, поварешки разнообразные формочки, воронки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца, геометрические формы разных цветов и размеров, грабельки и пр.

Игры с песком: «найди шарик» (закапывание – поиск; сначала можно закапывать на глазах у ребенка, затем так, чтобы он не мог видеть действия взрослого, «печем печенье» ( песок: и сухой и влажный – для сравнения, «дорожки» (рисование в песке, «пирамиды» (постройка домиков из песка с водой) и т. д.

Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, корабликов, черпачки, мячики, набор игрушек «Что плавает–что тонет?», цветные камешки, ракушки и много другое.

Среда побуждает детей к действию. В корзинках размещены предметы разной величины. Некоторые предметы не войдут в емкости, о чем дети узнают после получения практического опыта. В группе использованы разнообразные материалы, которые предоставляют возможность детям для зрительных и тактильных ощущений.

Большое внимание уделили центру двигательной активности, так как для детей 3-го года жизни характерна высокая двигательная активность. Дети раннего возраста познают окружающий мир через движения, и среда способствует этому. Пространство для игр обеспечивает возможность двигаться много и по-разному. Дети осваивают такие понятия как: «далеко» и «близко», «внизу» и «наверху», «спускаться» и «подниматься», «высоко» и «низко». Учатся подниматься и спускаться по горке, ползать по ней. Горка оборудована таким образом, что имеет несколько вариантов выходов и входов для лазания. На наклонной поверхности они упражняются в равновесии и в соскальзывании. Ребенок попадает в новые ситуации, совершенствует новые действия, при этом получает обширные возможности для познания.

В группе большое зеркало дает ребенку возможность посмотреть на себя в полный рост. Зеркало позволяет создать различные варианты зрительной перспективы.

В Центре книги каждая книга представлена в нескольких экземпляров, что позволяет детям одномоментно знакомиться с одним и тем же произведением.

Нужно отметить, что большой интерес у детей раннего возраста вызывает музыкальная и театрализованная деятельность. Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Малыши с удовольствием примеряют на себя роли персонажей знакомых сказок в Центре театра. Здесь собраны разнообразные виды кукол. Ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка помогает расширить игровой опыт, вызывает положительные эмоции. С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохое.

Она открывает перед ребёнком мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, помогает формировать ценностную сферу. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это начало культурного воспитания. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Театрализованная деятельность позволяет вовлечь ребенка в активное общение.

Планируя свою работу, педагоги раннего возраста стремятся не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и к тому, чтобы каждому малышу в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.

Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей. Он организует различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности.

Среда, организованная сообразно доминантам возрастного развития ребенка, помогает обеспечить полноценное развитие ребенка и создать эмоционально положительную атмосферу в группе.

Видео: https://www.youtube.com/embed/q7acm1RPwNw
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
Опубликовано: 24 января 2021 в 10:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Савельева (УИ 6835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД