Папки-передвижки

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Ольга Савельева
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

Ранний возраст – важнейший период развития личностных качеств. Полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, если оно окрашено позитивным взаимодействием, несет в себе положительные эмоции: счастья, удовлетворения, заинтересованности, радости, удивления. Позитивное взаимодействие помогает ребенку, которому адресован этот посыл, почувствовать, что его ценят, ему симпатизируют, его любят.

Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста» размещена в разделах

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе для детей раннего возраста, организации эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими. Важно общение. От общения, к пространству познания, к играм с предметами, в которых ребенок не использует их по функциональному назначению, а исследует различные свойства этих предметов.

Стремление ребенка к познанию окружающего мира появляется только в том случае, если жизнь ребенка насыщена впечатлениями, открытиями. Получить разнообразные впечатления ребенок может в случае, если взрослые тщательно продумывают и организуют развивающее пространство, окружающее ребенка.

Процесс изменения развивающего пространства в группе раннего возраста начался в 2020 году с наблюдения за процессом развития наших малышей, в рамках комплексного исследования качества дошкольного образования с ориентацией на показатели качества среды, заложенных в Шкалах ITERS-3. Выявлены слабые стороны в организации развивающего игрового пространства, пространства общения, в обеспечении доступности, безопасности, потребности в развитии двигательной сферы детей (крупной и мелкой моторики).

В детском саду была создана рабочая группа по разработке и защите проекта по модернизации группы для детей раннего возраста, в которых участвовали все участники образовательных отношений. Членами рабочей группы разработаны авторские эскизы мебели, по которым она и была впоследствии сделана.

Развивающая среда удобно организована в виде полузакрытых зон, что позволяет избежать скученности детей, и способствует индивидуальным играм детей, или играм, небольшими группами (рядом, вместе). Но в то же время, такая организация пространства не затрудняет обзор помещения, все дети максимально находятся в поле зрения взрослых, а организация движения позволяет персоналу и детям легко перемещаться по групповому помещению, не оказывая влияния на другие виды деятельности (безопасность, доступность, т. е. минимизирует вмешательство других людей и прерывание интересного ребенку занятия.

В группе создана атмосфера, где взрослые и дети чувствуют себя желанными и любимыми, а организованная среда способствует спокойствию и уюту, восхищает, радует, удивляет, позволяет экспериментировать с разнообразными материалами и исследовать их.

Для группы раннего возраста выбраны сдержанные цвета, теплого цвета, цвета светлого дерева, однотонные ткани. Цветовое решение помещения группы оформлено в пастельных тонах, выдержано в едином цветовом решении, складывается из тонов стен, крупных предметов обстановки, таких как ковров, штор, что оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное самочувствие ребенка раннего возраста.

Так как в помещении присутствуют деревянные конструкции, то для помещений использованы цвета природы - зеленый, желтый. Зеленый цвет - цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. В спектре зеленый располагается между теплыми и холодными цветами. Это цвет равновесия и гармонии, стабильности и целостности. Недаром мы так замечательно чувствуем себя на природе, на зеленой лужайке, в лесу. Там мы расслабляемся, испытываем приток новой энергии, радость, умиротворенность, чувство безопасности.

А желтый - это цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Желтый цвет это тонизирующий цвет, а его воздействие на человека мягче и нежнее по сравнению с красным и оранжевым. Этот цвет полон оптимизма и радости. Цветовое решение в группе является спокойным для восприятия, но не однообразным.

Вся мебель в группе раннего возраста функциональная и устойчивая. Стеллажи и открытые шкафы большой вместимости дают возможность поставить коробки, контейнеры с интересными, доступными для детей предметами.

Дети 3-го года жизни плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, предпочитают стабильность. Поэтому нами предусмотрено, что дети берут игрушки и другие нужные им предметы из известного им места, так они легко ориентируются в пространстве группы и поддерживают установленный порядок. На всех контейнерах наклеены привлекательные фотографии тех материалов, которые в них размещаются.

Дети раннего возраста активно и по собственной инициативе познают и исследуют окружающий мир при помощи органов чувств. Маленьких исследователей интересует все новое и интересное. Поэтому развивающая среда предоставляет широкие возможности для исследования, осмысления новых предметов, их свойств, а также помогает организовать ситуативно деловое общение детей со взрослыми, и является источником начала взаимодействия детей друг с другом. Дети знакомятся с различными материалами, фактурами и не ограничены в свободе действий. Привлекают маленького ребенка разнообразные крупы, солёное тесто, посуда, песок и многое другое, что позволяет экспериментировать с данными материалами.

При организации игр с песком и водой задача эмоциональной релаксации и снятия психического напряжения как бы вплетена в дидактическую: знакомство детей со свойствами различных материалов, освоение ими представления о величине, форме, развитие мелкой моторики. Другими словами, ребенку предлагаются познавательно-игровые ситуации, но в процессе погружения этих ситуаций – преодоление сопротивления воды, проигрывание эмоционально насыщенных действия – хлопанье по воде, сжатие песка в кулачок и пр. – происходит эмоциональное снятие напряжения, переключение с одного настроения на другое, позитивное или укрепление позитивного состояния.

Работа детей с песком требует определенных условий : оборудование располагается так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подойти к месту игры с любой стороны. Важен и запас непромокаемыми фартучками, формочками, различными моющимися игрушками.

Для игр с песком используются совки, черпачки, поварешки разнообразные формочки, воронки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кольца, геометрические формы разных цветов и размеров, грабельки и пр.

Игры с песком: «найди шарик» (закапывание – поиск; сначала можно закапывать на глазах у ребенка, затем так, чтобы он не мог видеть действия взрослого, «печем печенье» ( песок: и сухой и влажный – для сравнения, «дорожки» (рисование в песке, «пирамиды» (постройка домиков из песка с водой) и т. д.

Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, корабликов, черпачки, мячики, набор игрушек «Что плавает–что тонет?», цветные камешки, ракушки и много другое.

Среда побуждает детей к действию. В корзинках размещены предметы разной величины. Некоторые предметы не войдут в емкости, о чем дети узнают после получения практического опыта. В группе использованы разнообразные материалы, которые предоставляют возможность детям для зрительных и тактильных ощущений.

Большое внимание уделили центру двигательной активности, так как для детей 3-го года жизни характерна высокая двигательная активность. Дети раннего возраста познают окружающий мир через движения, и среда способствует этому. Пространство для игр обеспечивает возможность двигаться много и по-разному. Дети осваивают такие понятия как: «далеко» и «близко», «внизу» и «наверху», «спускаться» и «подниматься», «высоко» и «низко». Учатся подниматься и спускаться по горке, ползать по ней. Горка оборудована таким образом, что имеет несколько вариантов выходов и входов для лазания. На наклонной поверхности они упражняются в равновесии и в соскальзывании. Ребенок попадает в новые ситуации, совершенствует новые действия, при этом получает обширные возможности для познания.

В группе большое зеркало дает ребенку возможность посмотреть на себя в полный рост. Зеркало позволяет создать различные варианты зрительной перспективы.

В Центре книги каждая книга представлена в нескольких экземпляров, что позволяет детям одномоментно знакомиться с одним и тем же произведением.

Нужно отметить, что большой интерес у детей раннего возраста вызывает музыкальная и театрализованная деятельность. Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Малыши с удовольствием примеряют на себя роли персонажей знакомых сказок в Центре театра. Здесь собраны разнообразные виды кукол. Ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка помогает расширить игровой опыт, вызывает положительные эмоции. С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохое.

Она открывает перед ребёнком мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, помогает формировать ценностную сферу. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это начало культурного воспитания. Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Театрализованная деятельность позволяет вовлечь ребенка в активное общение.

Планируя свою работу, педагоги раннего возраста стремятся не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и к тому, чтобы каждому малышу в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.

Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей. Он организует различные ситуации, помогающие детям освоить необходимый социальный опыт, умения совместной деятельности.

Среда, организованная сообразно доминантам возрастного развития ребенка, помогает обеспечить полноценное развитие ребенка и создать эмоционально положительную атмосферу в группе.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.Оформление детского сада. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе. В каждом ДОУ развивающая предметно - пространственная среда выполняет образовательную, воспитывающую, развивающую, стимулирующую функции.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г Санкт-Петербург, Белоусова л. Е. Образовательная область: Физическое.

Проект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возрастаПроект предметно-пространственной развивающей среды в первой группе раннего возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
Опубликовано: 24 января 2021 в 10:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД