Юлия Голубева
Организация развивающей предметно-пространственной среды средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни. Развитие ребенка осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения само- ценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жёсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях.
Темочки:
Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее – РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:
• образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
• двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
• различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда детства (РППС) — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарём, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»
«РППС – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определёнными принципами разделения пространства Организации (группы)».
Назначение и цели организации РППС ДОО
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы. В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
Требования ФГОС к развивающей предметно - пространственной среде :
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
• содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• вариативной – обеспечивать наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет 5 образовательных областей:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе дошкольного возраста с 4 до 5 лет
Развивающая предметно-пространственная среда средней группы организуется с учетом ФГОС ДО, с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами, индивидуально, а также с учетом интеграции образовательных областей. Предметно-пространственная среда нацелена на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, но предусматривает ведущую роль игровой деятельности.
Приёмная (раздевалка).
Цель:
1. Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
2. Формирование коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом.
3. Привлечение к процессу коррекционно-воспитательной работы родителей.
4. Создание единого сообщества педагогов и родителей.
5. Информирование родителей о работе детского сада и группы
Предметно-развивающая среда начинается уже с приемной, где мы встречаем наших малышей. Здесь располагаются индивидуальные шкафчики, скамейки.
В приемной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей:
- «Наша группа «Сказка», информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание занятий, рекомендации специалистов, объявления); информация о воспитателях группы : адрес сайта детского сада, внедряем ФГОС.
-«Поздравляем»,
- доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят «Талантливые пальчики».
-«Уголок здоровья»,
- Папки-передвижки с рекомендациями родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий,
-«Уголок потерянных вещей»,
При создании предметной развивающей среды в средней группе учитывается гендерная специфика. Среда обеспечивается как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. В групповой комнате имеются развивающие и дидактические игры, книги, подобранные с учетом половых различий, привлекательные по содержанию для девочек, и аналогично – для мальчиков.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе в группе созданы условия для разных видов деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, творческой и познавательно-исследовательской и т. д.).
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:
1. Формирование ролевых действий.
2. Стимуляция сюжетно-ролевой игры.
3. Формирование коммуникативных навыков в игре.
4. Развитие подражательности и творческих способностей.
Парикмахерская «Маленькая Фея» Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребёнка).
Набор инструментов парикмахера
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Муляжи фруктов и овощей.
Набор для игры «Магазин».
Корзинки для продуктов и т. д.
Сюжетно-ролевая игра «Водители» Набор для игры «Водители».
Грузовые, легковые и гоночные автомобили (разных размеров).
Сюжетно-ролевая игра «Почта» Набор для игры «Почта».
Сюжетно-ролевая игра «Кухня» Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребёнку) с плитой.
Набор пластмассовый «Кухня».
Муляжи фруктов и овощей.
Сюжетно-ролевая игра «Доктор» Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Куклы разных размеров.
Коляска трость.
Уголок уединения Домик-палатка, телефон, книжки-мякушки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:
1. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме.
2. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое.
3. Учить понимать контрастные части суток (утро — день, день — ночь). 4. Формирование обследовательских навыков.
5. Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов.
6. Формирование и расширение представлений об окружающем
7. Развитие мышления и мелкой моторики.
8. Развитие экологической культуры, любви к родному краю.
9. Развивать способность самостоятельного открытия свойств, природных объектов.
10. Развитие зрительного восприятия и внимания.
11. Развивать активность при создании индивидуальных и коллективных построек.
12. Развивать и систематизировать знания об объемных и плоскостных фигурах, уметь использовать фигуры в деятельности со строительным материалом.
13. Знать правила поведения на дорогах, сигналы светофора.
Уголок природы Календарь природы.
Комнатные цветы.
Пульверизатор - распылитель для растений.
Лейка пластмассовая детская.
Коллекция семян.
Материалы для экспериментов.
Приборы для опытов.
Природный материал.
Уголок «Безопасности» Плакаты.
Памятки для родителей.
Папка «Азбука безопасности».
Центр сенсорного развития Пирамидки.
Мозаика.
Пазлы.
Шнуровка «Ёжик».
Набор геометрических фигурок «Подбери по форме».
Д/И. «Собери бусы» и т. д.
Уголок конструирования Конструктор пластмассовый цветной.
Кубики пластмассовые разных размеров.
Патриотический уголок Флаг России и Крыма.
Матрёшка.
Силуэт бумажных кукол в национальном костюме.
Картинки по теме.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:
1. Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой, переворачивать страницы.
2. Формирование и расширение представлений об окружающем.
3. Развитие творчества детей на основе литературных произведений
Дидактические игры «Автобус для зверят».
«Цвет и форма».
«Найди четвёртый лишний».
«Наведём порядок в доме»
«Животные и птицы».
«Овощи, фрукты, ягоды».
«Назови одним словом».
«В гостях у сказки».
«Найди пару».
«Кто, где живёт?»
«Разрезные картинки».
«Подбери заплатку».
«Наряди матрёшку».
«Одень мишку».
Игры-лото «Цвет, форма, размер».
«Где растёт огурчик?»
«Семья».
«Времена года».
«Подбери действие».
Папки с иллюстративным материалом по темам недели «Осень».
«Одежда, обувь, головные уборы».
«Здоровье».
«Народная культура».
«Обитатели морского дна».
«Волшебная вода».
«Посуда».
«Природные явления».
«День Победы».
«День народного единства».
«Детский сад».
«Животные Севера».
«Животные жарких стран».
«О труде в саду и в огороде».
«В мире вежливости и доброты».
«Деревья, цветы».
«Насекомые».
«Космос».
«Грибы, ягоды».
«Неделя детской книги».
«Профессии».
«Птицы».
«Семья, День матери».
«Домашние животные».
«День Защитника».
«Овощи, фрукты».
«В гостях у сказки».
«Игры и игрушки».
«Мебель».
«Дикие животные».
«Транспорт».
«Весна».
«Зима».
«Школа, день знаний».
Иллюстрации к прочитанным произведениям.
Методические пособия «Пожарная безопасность».
«Безопасность на дороге».
«Растительный мир».
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:
1. Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цвета-различения, творческих способностей.
2. Развивать интерес к искусству, предметам искусства, народному творчеству.
3. Развитие слухового восприятия и внимания.
4. Формирование исполнительских навыков.
5. Развитие и закрепление знаний о различных музыкальных инструментах, их звучании. 6. Развитие знаний о композиторах, исполнителях.
Театральный уголок Конусный театр.
Игрушки на пальчик.
Ложковый театр.
Кукольный театр «Репка».
Картотека театрализованных игр.
Комплект платков.
Набор «Сумочки для модниц».
Уголок «Наше творчество» Папки-накопители (детские работы).
Уголок «Талантливые пальчики» Выставка детских работ.
Уголок «Умелые ручки» Трафареты.
Альбом.
Раскраски.
Конструктивно-модельная деятельность (счётные палочки + схемы).
Цветные карандаши.
Дощечки.
Стеки.
Пластилин.
Гуашевые краски.
Стаканчики для воды.
Кисти.
Д/и. : «Герои сказок»,
«Зонтик»,
«Сложи узор»,
«Радуга»,
«Салон красоты».
Ложки деревянные.
Трещотки.
Колокольчик.
Бубен
Книжный уголок Книги-самоделки.
• Книжки – малышки.
• Русские народные сказки
Книги по программе.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цель:
1. Формирование умения бросать и ловить мяч, перешагивать через палку или веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке.
2. Обучение согласованным действиям.
3. Развитие ловкости, координации движений.
Физкультурный уголок Ленточки, листочки для дыхательной гимнастики.
Кегли.
Кольцебросс.
Мяч резиновый.
Мячи пластмассовые малого диаметра.
Бубен.
Шнур.
Обруч большой.
Дорожки «Здоровья».
• Нестандартное авторское физ. оборудование.
• Игра «Дартс».
• Набор масок для подвижных игр.
• Дидактический материал, картотеки, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики, гимнастики для глаз, гимнастики - пробуждения.