САВЧЕНКО ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА
Организация развивающей предметно-пространственной среды для экспериментально-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников»
2 слайд
Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
3 слайд Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательного процесса уже на уровне дошкольного образования. Социальный заказ государства к системе образования предполагает воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды для экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
4 слайд В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, а одной из задач – развития инициативы, самостоятельности и ответственности у детей. Наиболее эффективным средством по поддержке развития инициативы и самостоятельности дошкольников в специфических для них видах деятельности в детском саду является развивающая предметно-пространственная среда группы.
5 слайд Поэтому, чтобы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей,
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому я испытываю повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
6 слайд Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды, среди которых предметно-пространственный компонент занимает центральное место.
7 слайд Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада занимались такие ученые как Ю. С. Мануйлов, С. Л. Новоселова, В. А. Петровский, Н. А. Рыжова Л. П. Стрелкова, и др.
8 слайд Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка на научной основе по следующим принципам.
Я бы хотела обратить внимание на следующие принципы:
- Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие детей. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
- Принцип вариативности.
Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях. Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
- Принцип возрастного и гендерного соответствия.
Остановимся на этом принципе подробнее. Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т. е. без функциональной направленности, – в ней не создана развивающая среда для малышей. Конкретная игровая среда, чтобы быть действительно развивающей, должна «настраиваться» на конкретную группу детей. Иными словами, сколько игрушек и какие уголки должны быть в группе, нужно каждый раз решать заново.
Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
• возрастного состава малышей;
• психологической характеристики группы;
• количественного соотношения мальчиков и девочек;
• социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
• окружающей социальной практики.
9 слайд Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка, так как игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
При создании развивающей среды группы я учитываю особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.
Я постаралась организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Для каждой детской деятельности были оформлены центры. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании.
10 слайд Центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки».
В данном центре ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игры драматизации и режиссёрских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, дикцию выразительность.
11 слайд Центр занимательной математики
В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Центр занимательной математики решает следующие задачи:
• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
12 слайд Центр физической культуры и спорта «Смелые, сильные, ловкие»
Яркий, веселый, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство нашей групповой комнаты. Он реализует потребность детей в двигательной активности. Здесь дошкольники занимаются и закрепляют разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья наших детей.
13 слайд Центр безопасности «Чтобы не было беды»
С целью научить наших детей безопасному поведению на дороге мною был создан центр безопасности. Данный центр оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм; дидактическими и настольными играми для закрепления знаний правил дорожного движения. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения.
Центр безопасности, созданный в группе, позволяет нашим воспитанникам:
-формировать представления о повышенной опасности, исходящей от огня, формировать определенное отношение к источникам пожарной опасности
-понимать необходимость соблюдения правил пожарной безопасности
- учить детей ориентироваться в пространстве и выделять на плане выход из помещения
-формировать представление о труде пожарных.
14 слайд Игровой центр
Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника является сюжетная игра. Атрибуты к играм мною были подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр.
15 слайд Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у наших детей желание играть. Подобранный игровой материал позволяет нашим детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Центр науки «Хочу все знать»
16 слайд Большой популярностью у детей пользуется центр науки, для познавательного развития подобрана специальная детская литература, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. Я уделяется большое внимание развитию познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность детей. Все материалы и оборудование расположено вдоль стены под окном.
17 слайд Такое расположение объясняется соединением уголка экспериментирования с уголком природы. Необходимые для опытов, экспериментов и наблюдений материалы хранятся в контейнерах с маркировкой. Количество контейнеров и содержание в них периодически меняется и пополняется, в зависимости от сбора информации по данной теме. За основу взяты основные темы экспериментальной деятельности дошкольников : «Вода», «Воздух», «Свет и цвет», «Звук», «Движение», «Электричество», «Магниты».
Результаты опытов, наблюдений дети фиксируют в своих «Дневниках наблюдений». Работа с дневником позволяет развивать умения схематически составлять последовательность, выстраивать логическую цепочку процессов, фиксировать в памяти ребёнка ход наблюдения.
Дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром и природой так же расположены в уголке экспериментирования и наблюдения. Там же «Календарь природы», позволяющий вести ежедневные наблюдения за погодой. Альбомы «Времена года» дополняют представления детей о сезонных изменениях в природе. Они содержат фотографии, картинки, стихи, приметы по каждому месяцу года.
18 слайд В уголке выделено место для тематических выставок, в создании которых, участвуют как педагоги, так и дети с родителями. Тема выставки зависит от изучаемой темы в детском саду. Личные и совместные коллекции детей также расположены в уголке экспериментирования. Коллекционирование – это один из ведущих методов познания разнообразия окружающего мира детей. Здесь мы видим интересы детей, их увлечения миром. Легко можно каждую детскую коллекцию подвести к участию в эксперименте или сделать результатом эксперимента или наблюдения. В нашем уголке экспериментирования можно найти всё необходимое для выращивания растений и наблюдений за ними.
Особое место занимают детские проекты как индивидуальные, так и совместные. Проект выступает в роли как начала эксперимента, изучения темы детьми, так и заключительного этапа, обобщения знаний. Ребята с удовольствием трудятся над созданием проектов, с большой радостью презентуют их детям. Часто можно наблюдать, как дети самостоятельно рассматривают проекты, делятся впечатлениями об изученной теме, проведённом эксперименте. Вот некоторые темы проектов: «Зачем нужна вода?», «Где работает воздух?», «Какая бывает вода?», «Мой аквариум», «Мой сад», «Опасное и безопасное электричество», «Сила магнита» и т. д.
Хорошо спланированная организация развивающей предметно-пространственной среды по экспериментально – исследовательской деятельности дошкольников способствует развитию познавательной деятельности, психических процессов, активизации мышления, умственных умений анализа, синтеза, сравнения и классификации, обобщения, развитию речи, умению формулировать свои мысли. Родители активно участвуют в оснащении уголка опытов и экспериментирования. Они откликаются на просьбы в пополнении тематических уголков, создании коллекций и выполнении совместных проектов. С радостью участвуют в роли экспертов и жюри при проведении совместных игр, открытых мероприятий.
19 слайд Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Мною было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой воспитанников посещающих нашу группу свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.
Список литературы:
1. Давыдов В. В., В. А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. – М., 1989;
2. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
4. Петровский В. А., Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993;
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-
педагогических требований к играм и игрушкам в современных условиях»;
6. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача России от 15.05.2013 № 26;
7. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие
реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект);
8. ФГОС ДО.